Вы просматриваете: Главная > Внеклассные мероприятия > Классный час “Холокост – память поколений”

Классный час “Холокост – память поколений”

Классный час «Холокост – память поколений»

Цель: познакомить обучающихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста.

Задачи:

  1. Познакомить с историей лагерей Освенцим, Майданек, Дахау и др., как трагической страницей периода Второй мировой войны.
  2. Воспитание у обучающихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а также стремление противостоять им в наше время.
  3. Осознание важности сохранения памяти о жертвах Холокоста, об освободителях.
  4. Формирование толерантности, гражданского сознания.

Оборудование: Видео «Путешествие в Освенцим», «Воспоминания узников Саласпилса»,  иллюстрации по теме.

Ход классного часа.

На доске эпиграф.

 «Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».

И.Бауэр, исследователь Холокоста.

  1. I. Введение.

Учитель: Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма и героев Сопротивления, жертв Холокоста.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января Международным днём памяти жертв Холокоста. Именно в этот день  в 1945 Красная армия освободила Освенцим – крупнейший фашистский концлагерь, располагавшийся на территории Польши. За 4 года в Аушвице (немецкое название Освенцима)  уничтожили более 2 млн.чел.

Учитель обращает внимание на эпиграф.

Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».

Холокост –  слово из греческого языка, означающее «всесожжение». «уничтожение огнём», а также «жертвоприношение посредством огня». В современном обществе это слово обозначает политику нацистской Германии, её союзников по преследованию и уничтожению евреев с 1933 по 1945 гг.,  а также представителей других меньшинств, которые подвергались дискриминации, зверствам и жестоким убийствам.

Холокост – это символ газовых камер, печей сжигающих детей, женщин, стариков, это массовый расстрел невинных мирных людей…

  • Какие же события привели к этой трагедии? Кто в ней повинен? На эти вопросы мы попытаемся с вами найти ответ.
  • Что необходимо сделать, чтобы подобные события больше никогда не повторились?
  1. II. Основная часть.

На фоне презентации выступают ученики:

Ученик 1:

В 1933 г. Адольф Гитлер – лидер национал-социалистической партии  становится канцлером Германии, который  строил свою кампанию на обещании вернуть Германии былое величие  и разобраться с теми, кого он назвал опасным расовым врагом – евреями.  Однако помимо евреев преследованию и уничтожению нацистами  подвергались  цыгане, население Белоруссии, Польши, а также чернокожие, душено больные и нетрудоспособные группы населения.

Ученик 2:

Холокост – унес жизни 6 миллионов евреев, почти 3 миллиона из которых были советскими гражданами. На оккупированных территориях входящих ныне в Российскую Федерацию, действовало 41 гетто, в которых методично истреблялось еврейское население.

Но самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря или как их тогда называли «фабрики смерти», созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками».

Ученик 3:

Во время Второй  мировой войны немецко-фашистское руководство создало широкую сеть различного типа лагерей для содержания военнопленных (как советских, так и граждан других государств) и насильственно угнанных в рабство граждан оккупированных стран.

Всего на территории Германии и оккупированных ею стран действовало более 14 тысяч концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря смерти прошли 18 миллионов человек, из них по разным подсчётам от 5 до 7 миллионов – граждане Советского Союза. Выжили чуть больше миллиона.

Ученик 4:

Бухенвальд был мужским лагерем. Выучить свой номер на немецком языке узник должен был в течение первых суток.  Набор цифр заменял имя. В концлагере содержалось около 240 тысяч человек. 56 тысяч узников погибли…

Ученик 5:

Лагерь Майданек был создан в августе-сентябре 1941 года, был поделён на пять секций, одна из которых была женской. У лагеря было 10 филиалов. В каждую топку закладывали по шесть трупов. Крематорий работал как доменная печь, без остановки, сжигая в среднем 1400 трупов в сутки…Через концлагерь Майданек прошло более  миллиона узников.
В лагере было уничтожено 360 тысяч человек.

Ученик 6:

Концлагерь Дахау был одним из первых и главных концлагерей на территории Германии.  Создан в марте 1933 года.  Лагерь имел 123 филиала, через которые прошло около 250 тысяч человек из 24 стран.

Из них 70 тысяч погибло.

Учитель:

В апреле 1940 года был организован лагерь Освенцим (Аушвиц-Биркенау (нем. Auschwitz-Birkenau), комплекс немецких концлагерей, располагавшийся на юге Польши, около города Освенцим. Это был огромный концлагерь, т. к.  располагался рядом с железной дорогой. 1 135 000 человек – стали его жертвами.

Просмотр видео «Путешествие в Освенцим»

(На фоне тихой музыки Моцарт « Lacrimosa» ученик читает стихотворение)

Холокост – что это за слово?

Необычного в нем ничего как будто нет.

Но, а если расшифруешь это слово

Сразу станет страшно почему-то всем.

Что же они сделали такого и за что сожгли их в лагерях?

Может быть война тому виною или время, как порой твердят.

А ведь им хотелось очень, очень поиграть, с друзьями во дворе.

И побаловаться в школе, и поесть свой завтрак на траве.

Но пришли немецкие солдаты

И отправили детишек в лагеря

Не для отдыха и развлеченья,

А для издевательства, и зверств.

Но мы в памяти оставим

имена героев навсегда.

И в глазах как слезы засверкают

страшные кровавые слова.

Ученик 1:

Саласпилс –  концентрационный лагерь на территории, оккупированной нацистами Латвии, получивший   печальную известность в мире из-за содержания в нем детей. В лагере мученической смертью погибли около 3 тысяч детей до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года. Тела были частью сожжены, а частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них подвергались выкачиванию крови  для раненых немецких солдат, вследствие чего дети быстро погибали.

Ученик 2:

Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную проволочную ограду концентрационного лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей начиналось мучительное существование, насыщенное до предела тяжкими психическими и физическими истязаниями и издевательствами со стороны немцев и их прислужников. Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали на холоде по 5-6 суток. Фашисты, выстраивая матерей с детьми, насильно отрывали малюток от несчастных родителей.

Ученик 3:

Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. Грязь, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии приводили к массовой гибели. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие детские  трупики, погибших мучительной смертью. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря. Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли  лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса.

Видео. Узники Саласпилса.

 

 

III. Заключение.

Учитель:

В 1945г. немецкий фашизм был побежден. Международный военный трибунал в Нюрнберге в октябре 1946 года назвал гитлеровские концентрационные лагеря одним из позорнейших средств террора по отношению к населению оккупированных стран, а совершенные в них преступления – преступлениями против человечества.

  • В начале классного часа вы видели на слайде высказываниеИ. Бауэра “Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями”.
  • Почему проблема Холокоста сегодня столь актуальна в обществе? Почему мы вспоминаем события тех лет?

(Ответы детей).

Учитель:

Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле. Антисемитизм, рост экстремистских настроений продолжаются и в настоящее время.  А чтобы не повторились подобные события, которые уносят миллионы невинных жизней, мы должны быть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий. В борьбе против подобных страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости.

Понять причины современного геноцида, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста. Трагедия Холокоста – это не только часть истории евреев; через все эти испытания прошёл русский народ. Это часть всемирной истории.

Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста.

Учитель:  Выступая на церемонии открытия Музея истории Холокоста в Яд Вашеме (Израиль) в марте 2005 года. Генеральный секретарь Кофи Аннан напомнил, что священный долг «Организации Объединенных Наций — искоренять ненависть и нетерпимость. Если Организация Объединенных Наций не будет вести непримиримую борьбу против антисемитизма и других форм расизма, она будет недостойна своей истории и поставит под угрозу свое будущее».

Ученик 1:

«Шесть миллионов евреев – расстрелянных, удушенных в газовках. Шесть миллионов – и каждый в отдельности.

Ученик 2: Это – память, противящаяся забвению.

Ученик 3: Это – зов людей к взаимной близости, недоступной без запрета на убийство.

Ученик 4: Это – убеждение: НЕТ ГЕНОЦИДА ПРОТИВ «КОГО-ТО», ГЕНОЦИД ВСЕГДА ПРОТИВ ВСЕХ. Вот что означает ХОЛОКОСТ».

Классный час заканчивается стихотворением на фоне музыки:

Говорят погибшие. Без точек.
И без запятых. Почти без слов.
Из концлагерей. Из одиночек.
Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради.
Письма. Завещанья. Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой.
На стене осколками стекла.
Струйкой крови на полу барака
Расписалась жизнь — пока была.

Говорят погибшие. Дыханье
В грудах пепла раздувает жар.
Маутхаузен. Орадур. Дахау.
Бехенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

У меня мечта есть у живого:
В эти мне отпущенные дни
Вымолвить хоть слово, хоть полслова,
Но из тех, что унесли они.

Скачать (DOCX, 29KB)

 


Просмотров страницы: 5 580

3 коммент. к “Классный час “Холокост – память поколений””

  1. Александр:

    Конечно, рассказ о Холокосте может произвести на детей страшное впечатление. Но ученикам необходимо знать такие факты, чтобы представлять себе что такое фашизм. И сколько горя он принес людям во время войны.

  2. николай:

    с течением времени забывается даже хорошее,не говоря уже о страшном.да и дети в наше время интересуются не историей,но всё же нужно доносить о таких страничках истории.

  3. Валерий Иванович:

    Отличная тема ,”страшное впечатление” думаю дети не получат …а скорее увидят ужасы войны во всей красе . Только на таких наглядных примерах можно продемонстрировать ценность мира


Оставить комментарий

- - -
Все в руках Господа, и только История ускользнула из-под Его контроля.
-Збигнев Ежина-