Вы просматриваете: Главная > Конспекты уроков по истории 9 класс > Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме “Культура в годы Великой Отечественной войны”.

Конспект открытого урока истории в 9 классе по теме “Культура в годы Великой Отечественной войны”.

Тема: «Культура СССР в годы великой Отечественной войны»

Урок  №  7  в разделе  «Великая Отечественная война».

Цель: создать условия для понимания учениками  роли культуры периода Великой Отечественной войны в поднятии патриотизма советского народа.

Задачи:

Образовательная:

  1. Познакомиться с произведениями литературы, музыки, изобразительного искусства в годы Великой Отечественной войны, их авторами.
  2. Выяснить, каким образом произведения культуры способствовали поднятию патриотизма.

Развивающая:

  1. Продолжить формировать умения работать с текстом учебника, дополнительным материалом, историческими источниками, развивать навыки анализа.
  2. Формировать умения взаимодействовать в группе, умения распределять обязанности, договариваться, развитие ИКТ-компетенции.

Воспитательная:

  1. Воспитывать патриотические чувства, чувства гордости за свой народ и свое Отечество, высокие нравственные качеств личности.

Средства обучения: учебник, дополнительный материал: «Песни в годы Великой Отечественной войны», «Плакаты Великой Отечественной войны»,  «Ольга Бернгольц – ленинградская поэтесса», документы-воспоминания фронтовиков, плакаты, песни «Священная война», «В землянке», «Темная ночь», видео из к/ф «Офицеры», видео «Блокадный Ленинград», презентации.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Предварительная подготовка: ученикам заранее дается задание прослушать песни «Священная война», «В землянке», «Темная ночь». Один из учеников готовит сообщение на основе материала краеведческого музея «Культура  г. Ртищево в годы Великой Отечественной войны».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Этап мотивации.

На фоне фрагмента фильма «Офицеры» звучит песня «От героев былых времен».

Учитель:

 

Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край.

Солдаты подарили всей планете

Великий Май, победный Май

 

Учитель:   у каждой войны свои герои. В истории Великой Отечественной войны остались имена миллионов защитников Отечества, которые ценой собственной жизни, сражаясь на полях приближали день Победы.  Многие из них не вернулись с войны. Преодолевая величайшие трудности военных лет, не щадя сил, труженики тыла  делали все, чтобы обеспечить фронт тем, что требовалось для победы над врагом. Никогда не померкнет подвиг солдат и подвиг народа-труженика, ковавшего победу в тылу.

Но были и такие герои – деятели совсем не военной сферы. Их оружием было слово, а перо и кисть было приравнено к штыку.

  • Кто они?

Ученики отвечают, что это деятели культуры.

  • Определение темы урока.
  • Так о какой же странице истории Великой Отечественной войны сегодня на уроке пойдет речь?

 

Ученики определяют тему. Учитель открывает ее на доске.

 

  1. Постановка проблемы.

 

  • Тяжелое испытание выпало на долю всего советского народа. До культуры ли было в это страшное время? А люди не только не забывали о развитии искусства и но и всячески способствовали его распространению.
  • Сегодня на уроке мы должны будем найти ответ на вопрос:
  • Какова роль деятелей культуры в поднятии патриотизма в годы Великой Отечественной войны?

 

  1. Планирование деятельности.
  • Чтобы ответить на главный вопрос урока, какие элементы культуры мы должны рассмотреть?

Ученики под руководством учителя составляют план работы на уроке.

Учитель записывает план на доску.

План.

  1. Литература.
  2. Музыка.
  3. Плакаты.
  4. Кинематограф.
  5. Культура г. Ртищево в годы Великой Отечественной войны.

 

  1. Актуализация.
  • А что значит для вас патриотизм?

Предполагаемый ответ: Патриотизм – это любовь к Родине, ответственность за судьбу своего Отечества, гордость за достижения своей страны, готовность подчинить свои собственные интересы общему благ своего народа.

  • А как вы думаете, в какие моменты наиболее полно проявляются патриотические чувства?

Патриотические чувства проявляются в моменты испытаний, когда нужно выбирать, в годы войны.

 

  • Открытие нового знания.

Учитель организует работу в группах.

1 группа. Литература.

Учащиеся работают с текстом учебника «Деятели культуры  – фронту», работают с дополнительным материалом «Ольга Берндгольц», делают презентацию «Литература в годы Великой Отечественной войны». Составляют рассказ, опираясь на вопросы. Делают вывод, каким образом произведения влияли на поднятие патриотизма.

  • Какой вклад внесли деятели культуры в победу над фашизмом?
  • Какие темы раскрывали поэты и писатели в своих произведениях?
  • Почему поэзия оказалась необходимой людям, и тем кто был на фронте и тем, кто был в тылу?

2 группа. Песни Великой Отечественной войны.

2 группа работает с дополнительным материалом – воспоминаниями фронтовиков, знакомиться с песнями, написанными в годы войны («Священная война», «В землянке», «Темная ночь) и их историей создания.

  • Какую роль сыграла песня «Священная война» в начале войны?
  • Почему песня оказывала такое воздействие не только на солдат, но и весь советский народ в целом?
  • Нужны ли были лирические песни на фронте? О чем в них поется? Какие они вызывают у вас чувства, желания?

 

3 группа. Плакатная живопись времен Великой Отечественной войны».

Ученики работают с плакатами времен войны, группируют их. Работая с дополнительным материалом.

По ходу работы в группах и работы с материалами учебника и дополнительными материалами, ученики, используя подготовленные материалы делают презентацию.

Выступление групп.

Учитель: Долгое время истинность латинской поговорки «Когда пушки говорят, музы молчат» не подвергалась сомнению: считалось, что когда страна ведет военные действия, искусство отходит на второй план. Однако во время Великой Отечественной войны музы не молчали – они будили в народе веру в победу над фашистскими захватчиками.

  • Так ли это было на самом деле, вы сейчас попытаетесь это доказать.

Выступление 1 группы: С первых дней войны деятели отечественной культуры вносили весомый вклад в достижение победы. На фронт ушли более тысячи писателей и поэтов, в том числе М.А.Шолохов, А.А.Фадеев, К. М. Симонов, А.Т.Твардовский и многие другие.  Осенью 1941 г. погиб детский писать А.Гайдар. В берлинской тюрьме Шпандау был замучен немцами татарский поэт М. Джалиль. Десять писателей были удостоены звания Героя Советского Союза.

Литература военного времени пользовалась большим успехом и признанием, как на фронте, так и в тылу врага. Писатели и поэты в своих произведениях писали о подвигах, о героизме, о победе и храбрости солдат. Подвиг защитников Сталинграда увековечили «Дни и ночи» К.М.Симонова и «Направление главного дара» В.С. Гроссмана. Стойкость и мужество защитников столицы были прославлены в повести А.Бека «Волоколамское шоссе». Подлинно народным стал образ Василия Теркина, созданный в одноименной поэме А.Т.Твардовского. Основными темами стихотворений были: Родина, ненависть к врагу, любовь и верность, мечта о победе.

 

Выступление ученика: Ленинградская поэтесса О. Берггольц…

Учитель: а сейчас я предлагаю вам прослушать стихотворение О. Берггольц  «Я говорю с тобой под свист снарядов…» и ответить на вопросы.

Ученики прослушивают аудиозапись  стихотворения, учитель с классом организует беседу.

  • Как вы понимаете, о чем говорится в этом стихотворении?
  • Что автор пытался передать этими словами?
  • Какие чувства вызывает вас этот стихотворении?

Первая группа делает вывод: Поэзия передавала людям мысли, переживания, вселяла веру и надежду в Победу, способствовала поднятию боевого духа, давала силы перенести суровые испытания, помогала людям жить, а также вдохновляла на подвиги во имя Родины.

Учитель: Идет война – до песен ли? Зачем они в странное военное время? Как же так, смерть голод, страна в опасности. А народ поет песни. Как такое возможно? И возможно ли вообще?

  • Слово предоставляется второй группе.

Выступление 2 группы:

Настоящим гимном войны стала песня «Священная война», автора Лебедева-Кумача, напечатанные стихи которой были опубликованы в газете «Известия» и «Красная звезда» уже 24 июня 1941 г.

Песня призывала народ объединиться на борьбу с врагом, сплотила его в борьбе с фашистами, поднимала боевой дух солдат. Мобилизующая маршевая музыка способствовала боевому шагу, серьезному патриотическому настрою.

Слушают фрагмент песни.

По воспоминаниям Е .Долматовского,  именно под эту песню люди провожали эшелоны на войну. Всю войну с солдатами прошли песни лирические. Самые известные из них «В землянке», «Темная ночь».

Прослушивают фрагмент песен.

Фронтовики вспоминают, что после появления песни «Землянка», солдаты переписывали стихи, они передавали их душевное состояние, их посылали их домой за двумя подписями – поэта и своей, а иногда и просто за своей подписью. «Землянку» любили все и часто напевали в перерывах между боями, вспоминая свой дом и своих близких». Она была очень знаменитой песней. Но не менее популярной среди фронтовиков была песня Никиты Богословского «Темная ночь» на стихи В. Агатова. Ее пели в часы отдыха: кто-то дремал, кто-то негромко заводил песню. У некоторых солдат на глазах блестели слезы, когда звучала эта песня. Да и неудивительно: у многих дома остались малые дети, у некоторых жены должны были родить вскоре после того, как они ушли на фронт. После этой песни особенно зло били фашистов».

Вывод 2 группы: на фронте помимо патриотических песен нужны были и лирические песни. Солдаты должны были помнить, что воюют за свою семью, детей, мать, жену, за Родину. Надежда на встречу с родными приближала победу. Поэтому песни на войне были востребованы. Они поднимали настроение бойцов, помогали людям выжить в трудные минуты. И действительно. Когда слушаешь эти песни, возникает желание вернуться домой, желание защитить свою семью. Человек не может постоянно находиться в состоянии угнетения,  стресса, переживать потери близких ему людей. Поэтому в годы войны именно песня была отрадой для солдат.

Песни времен Великой Отечественной войны звучат и сегодня в кинофильмах, концертах, армейской среде. Они напоминают  нам о том, что русский народ во все времена способен был постоять за себя, за свою страну.

 

Учитель: Огромное эмоциональное воздействие на советский народ    оказывало искусство. Нет, конечно же, людям было не до картинных галерей и художественных выставок, но художники понимали это и сами шли к своему зрителю, используя плакаты.

Выступление 3 группы.

Ученики рассказывают о том, плакаты времен войны были самым доступным видом искусства.  Их можно было видеть в землянках, окопах, блиндажах, на фронтовых дорогах, они расклеивалась на специальных щитах, деревьях, бортах автомашин.  Тематика плакатов со временем менялась: плакаты призывали народ на мобилизацию, призывали к героической борьбе с врагом. Позже появляется тема освобождения Родины от фашистского рабства, тема Победы. Широко известно использование карикатуры в плакатах. Порою высмеивались не только сам враг, но и разрушительность, бесчеловечность его действий. Плакаты  внушали народу оптимизм, уверенность в победе.

 

Далее, учащиеся на конкретных плакатах отображают их суть, делают выводы, что плакаты укрепляли боевой дух солдат. Взывали к совести и чести, мужеству и храбрости.

  • Активную позицию, пробуждая и укрепляя патриотические чувства верующих, благословляя их на ратный подвиг и трудовые свершения заняла церковь.

 

Один из учеников дополняем материал урока сообщением про церковь в годы войны.

Учитель: Наш город Ртищево в годы войны тоже не оказался в стороне и деятели культуры наравне с деятелями культуры всего Союза также оказали значительную помощь в поднятии патриотизма.

 

Выступление ученика «Культура моего города Ртищево в годы Великой Отечественной войны».

 

  • Применение нового знания.

После презентации групп, учитель возвращает детей к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. Ученики делают вывод о том, что культура военного времени оказывала огромное влияние на поднятие патриотизма советского народа.

ОБРАЩАЕТСЯ ВНИМАНИЕ НА ОДИН НЕ ОТКРЫТЫЙ ПУНКТ ПЛАНА.

Учитель: ребята, в начале урока мы с вами просматривали видеоролик. Что это за вид искусства, который мы в рамках урока не рассмотрели?

Это задание дается на дом.

  1. Рефлексия.

Учитель: Все дальше удаляются от нас военные годы, их трагедия и победные всплески.

  • Ребята, а как вы считаете, нужно ли нам изучать культуру тех лет, ведь война уже закончилась?

(Да, нужно.  Мы должны помнить  тех, кто отдал свои жизни за Родину, ведь война не обошла практически ни одну семью, в войне участвовали наши деды и прадеды. Нам необходимо знать историю Отечественной войны. Пока мы помним, память жива, и мы непобедимы).

  • А считаете ли вы себя патриотами своего государства?
  • А как вы, ученики 9 класса можете проявить патриотические чувства?

( Мы должны учить и знать историю своей Родины. Чтобы помнить подвиг предков. Забыть подвиг, это значит предать. Чтобы нам  не навязывали искаженную историю, и в связи со сложной, обостренной обстановкой в мире и вокруг нашей страны, мы оставались преданными своей Отчизне, смогли постоять за свою страну, отстоять интересы своей Родины, своего  народа. И конечно же надо учить и помнить уроки, которые история нам преподносит).

 Учитель: То, что было истинно великим останется великим навсегда.      И подвиг наших дедов и прадедов никогда не померкнет в памяти поколений. Мне хотелось бы, чтобы вы, молодое поколение, будущее нашей великой страны России больше мыслили, чувствовали переживали не только о своей личной судьбе, но и о судьбе своего Отечества. Чтобы смысл фразы “мы за ценой не постоим” не воспринимался вами  в буквальном смысле, как денежная плата за услуги. Именно это сильное чувство любви к своей Родине помогло выжить нашему народу, выстоять в тяжёлых испытаниях и победить фашизм. Культурное наследие нашей страны всегда отличало нас от других государств – так давайте же беречь, чтить и оберегать те ценности, которые были переданы нам нашими предками.

Закончить урок я бы хотела словами А.Твардовского:

Прошла война, прошла страда

Но боль взывает к людям:

Давайте люди никогда

Об этом не забудем

  1. Итог.       

В заключение урока учитель благодарит учеников за урок. Обращает внимание ребят на выставку книг о войне, а также раздает ссылки сайтов, где можно дополнительно ознакомиться с культурой СССР в годы войны, посмотреть фильмы о войне.

Домашнее задание: П. 31 читать, 1 гр. –выписать деятелей культуры и их произведения по разделам, роль культуры, ОГЭ – составить план «Культура в годы Великой Отечественной войны».

Скачать (DOCX, 32KB)


Просмотров страницы: 600


Оставить комментарий

- - -
Всемирная история есть история побед людей над людьми.
-Стефан Жеромский-