Вы просматриваете: Главная > Из опыта > Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках истории в рамках реализации ФГОС.

Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках истории в рамках реализации ФГОС.

Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний,
а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний,
научить добывать знания и пользоваться ими.
Константин Кушнер.
Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
К сожалению, уровень познавательной активности учащихся в последнее время резко упал: понижается уровень мотивации учащихся к изучению предметов, уровень сформированности познавательных интересов невысокий.
Как сделать так, чтобы наши ученики самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету?
В процессе организации урока важная роль отводится, конечно же, учителю. При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной деятельности ученика, для привития интереса к учебе.
Очень важная роль отводиться самому началу урока. Организационный этап достаточно короткий, но именно на данном этапе учитель, высказывая добрые пожелания детям, формирует положительную эмоциональную направленность. Создание доброжелательной обстановки достигается следующими методами: можно начать урок с эпиграфа, стихов, девиза («С малой удачи начинается большой успех»); предлагаю детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; можно «отправится в экспедицию», и достигнуть цели нам помогут не только уже приобретенные знания, но и взаимовыручка и поддержка на уроке, командный дух. Такие приемы я использую на уроках «Эпоха Великих географических открытий», «Первые русские первопроходцы».
Основной целью этапа мотивации (самоопределения) является создание
условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность. На данном этапе использую различные методы обучения: словесные, наглядные (демонстрации, иллюстрации, просмотр видеоматериалов).
Так на уроке истории в 6 классе по теме «Крестовые походы» показываю видеоролик, сопровождая его рассказом: «На протяжении двухсот лет тысячи простых людей и рыцарей с нашитыми на одеждах крестами, наводили ужас на население. Их толпы прошли всю Европу, разоряя каждый город, встречающийся у них на пути, принимая его за Иерусалим и убивая жителей, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Они грабили дома, рубили на куски церкви, загоняя в них лошадей, топча и вынося христианские святыни. Многие из них умерли по дороге от голода и жажды, так и не достигнув поставленной цели. Кто были эти люди? Зачем они совершали походы? Какие цели в них преследовали?»
Видеоролики использую на уроках по темам: «Дворцовые перевороты» «Эпоха Ивана Грозного», «Смутное время в России». Данный метод позволяет учащимся погрузиться и почувствовать всю атмосферу изучаемого периода.
На уроках по теме «Культура» представляю иллюстрации памятников культуры и задаю вопрос: «Что объединяет эти иллюстрации?». Ребята отвечают: «Изображенные на картинках памятники созданы руками человека и относятся к культуре». Таким образом учащиеся определяют и тему урока.
Привлекать учеников к изучаемой теме можно и стихами. Пример: А.С. Пушкин в своей поэме «Медный всадник» точно определил направление деятельности этого царя: «Природой здесь нам суждено В Европу прорубить окно…».
– О каком правителе говорил поэт? Ученики догадываются, что речь на уроке пойдет о Петре I.
На следующем этапе определяем тему урока, ставим проблему и выясняем причину «незнания», вместе с учениками составляем и обсуждаем план работы.
Как поставить проблему? Можно представить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. Например, при изучении личности Петра I обращаю внимание детей на оценку личности и деятельности Петра I историков разных эпох. В ходе чтения выясняется, что однозначной оценки деятельности нет. Задаем вопрос: «Петр I – тиран или Великий реформатор?». При изучении Византийской империи актуализируем знания о появлении Византии (она возникла в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную). Вспоминаем, что Западная Римская империя пала под натиском варваров. А Восточная, т.е. Византия просуществовала еще тысячу лет. Задаем вопрос: «В чем могущество Византии?» На уроке по теме “Куликовская битва” используются фрагменты фильма “Дмитрий Донской” (сражение), через проектор на экране высвечивается эпиграф к уроку:
Лучше пасть,
достойно смерть приемля,
Чем позором
жизнь свою сберечь,
Чтобы защитить
родную землю,
Мы готовы в эту землю лечь!
Н. Старшинов
Формулируется проблемный вопрос: “ 240 лет Русь платила дань Орде. Все попытки освободиться терпели неудачу. Чем же объяснить успех русских войск в 1380 г.? Явилась ли эта победа полной неожиданностью для обеих сторон?”.
Этап открытия нового знания является самым главным в структуре урока. Поэтому его важно организовать так, чтобы не только передать ученикам определенный объем знаний, но и помочь им в развитии творческих возможностей, продуктивного мышления ребенка. Для этого стремлюсь поддерживать и развивать интерес к предмету; формировать приемы продуктивной деятельности, такие как анализ, синтез; прививать навыки исследовательской работы; развивать логическое мышление, пространственное воображение учащихся; учить основам самообразования, работе со справочной и научной литературой, с современными источниками информации (Интернет, медиаресурсы, ЦОРы); показывать практическую направленность знаний.
Большое предпочтение отдаю организации групповой работы. Групповая работа активизирует процесс обучения школьников, создает широкую базу для теоретических обобщений, обеспечивает условия для овладения школьниками такими сложными умениями, как постановка целей, контроль, оценка. Велик развивающий потенциал групповой работы, при которой ученик становится важным участником общего дела – ведь от его труда зависит результат всей группы. В этих условиях школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – организации индивидуальной самостоятельной учебной деятельности.
При групповой работе на уроке значительно возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Причем помогающий тоже получает пользу, так как закрепляет свои знания. Учитель при организации групповой работы на уроке истории должен четко продумать, каким будет результат работы каждой группы: отчет, статья, график, таблица, схема, выполненные вместе. Это может быть и устный ответ, представленный одним из участников группы
В 7 классе на уроке «Великие географические открытия» в путешествие отправляются три экспедиции, которые обозначают маршрут своего путешествия на карте. Затем приглашаю за стол ведущих «участников» экспедиций, которые заранее готовили материал о путешественниках). Они показывают по карте свой маршрут, рассказывают о народах, населяющих посещенные территории, о замыслах, задачах и ходе экспедиций, судьбе руководителей, значении их деятельности, отвечают на вопросы зрителей. Изучение темы «Основные сословия российского общества» можно провести как урок-исследование. Для проведения исследования класс делится на 5 рабочих групп. Каждая группа получает «объект исследования» – определенный социальный слой. Вопросы и задания для социологического исследования:
Задания:
1. Выяснить положение социального слоя в обществе, права и обязанности каждого сословия.
2. Зафиксировать результаты работы в таблице «Сословия российского общества в XVI веке».
В 8-ом классе провожу уроки – лабораторные занятия. Так, при изучении темы «Общественное движение при Александре I» в ходе работы с основными документами-отрывками декабристов: «Конституция» Н. Муравьева и «Русская правда» П. Пестеля. Каждая группа представляет свой проект будущей конституции и государственного устройства, в котором указывают свои условия освобождения крестьян, методы решения национального вопроса, методы достижения поставленных целей. Представители тайных организаций пытаются доказать, в чем они видят преимущество их проекта.
Работа в группах способствует развитию не только познавательных исследовательских способностей, а также коммуникативных способностей, умению слушать и слышать своих одноклассников. Чтобы учащимся было более комфортно работать в группах, или чтобы постепенно приучить учеников к взаимодействию в группе можно сначала организовывать работы в малых группах.
Опыт показывает, что работа в малых группах дает возможность экономить время, потому что исчезает потребность выслушивать каждого ученика в большой группе или в целом классе. В малых группах ребенок чувствует себя безопасно, лучше раскрывается, может выбрать свои собственный ритм работы, развить навыки разговорной речи..
Чтобы повысить интерес можно устроить соревнование между группами: «Какая экспедиция первая достигнет своей цели и расскажет классу, что участники увидели в неизведанных странах?», «Какая политическая партия предоставит наиболее продуманную программу переустройства российского общества?» и.т.д.
Также на этапе открытия нового знания можно использовать метод продуктивного чтения. Перед чтением текста, задаю ребятам вопрос: «Предположите, как мог измениться образ жизни людей Северной Евразии с отступлением ледника», или: «Как вы думаете, почему отношение ребят к мальчикам, прибывшим один класс в одно и то же время сложилось разное? Они предлагают свои версии исхода событий и в ходе чтения находим ответ и сравниваем свои предположения с авторским.
При первичном закреплении можно организовать самостоятельную работу, а затем коллективную проверку. На уроке в 6 классе по теме: «Феодальный мир» выполняем следующее задание: «Сделайте подписи к рисункам, изображающими жизнь средневекового крестьянина».
На этом же этапе можно использовать метод незаконченного предложения. Изучая мир восточных славян, учащиеся заканчивают предложения: «Восточные славяне расселились на территории…; Основным занятием было…; Славяне верили в…,их религия называлась…». Метод «тонких» и «толстых» вопросов позволяет активизировать деятельность учащихся на данном этапе урока. Ребята могут сами задавать вопросы по изученному материалу своим одноклассникам: Когда, сколько, зачем, почему и. т. д. При изучении темы «Отечественная война 1812 г.» представляю на слайдах эпизоды войны и даю задание: «Определите, какие эпизоды войны изображены на слайдах, расставьте события войны в хронологической последовательности». Закрепление также можно организовать в форме игры «Да-Нет», «Верю не верю» и другие.
На этапе рефлексии происходит подведение итогов урока, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы.
Можно предложить анкету самоанализа, где предлагается ребятам аргументировать свой ответ.

Анкета самоанализа.
На уроке я работал
Своей работой на уроке я
Урок для меня показался
За урок я
Мое настроение
Материал урока мне был

Домашнее задание
активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно

Можно предложить следующий вариант самоанализа:

Мне больше всего удалось…
За что ты можешь себя похвалить?
За что ты можешь похвалить одноклассников?
Что приобрёл?
Что меня удивило?
Для меня было открытием то, что…
Что на ваш взгляд удалось?
Что на ваш взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?
Мои достижения на уроке… Урок
-заставил задуматься…
-навёл меня на размышления…
Что нового вы узнали на уроке?
Что вы считаете нужным запомнить?
Над чем ещё надо поработать?

Прием «Плюс-минус-интересно» позволяет учителю взглянуть на урок глазами учеников, проанализировать его с точки зрения ценности для каждого ученика, определить, что понравилось ученикам на уроке, какая информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, и наоборот – что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь. Очень распространенным методом проведения рефлексии является составление синквейна.
В конце урока ученики сами оценивают свою работу, приводят аргументы.
Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Результатом таких уроков являются не только самостоятельно добытые знания. Ребята в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач, которые пригодятся им не только в учебном процесс, но и в жизни. Взаимодействие и сотрудничество способствуют формированию культуры поведения.

Формы и методы организации деятельности на уроках истории


Просмотров страницы: 1 701

1 коммент. к “Методы и формы организации деятельности учащихся на уроках истории в рамках реализации ФГОС.”

  1. Геннадий:

    Цель настоящего педагога не заставить учащихся зазубрить как можно больше материала, а привить тягу к истории. Такой подход гораздо более эффективен. Знания запоминаются лучше, когда к ним есть настоящий интерес.


Оставить комментарий

- - -
Даже боги не могут изменить прошлое.
-Агафон-