Вы просматриваете: Главная > Конспекты уроков по истории Древнего мира > Образование государства в долине Нила

Образование государства в долине Нила

Тема урока:  Образование государства в долине Нила.

Цели:

       Образовательные:

  1. Рассмотреть природные условия Древнего Египта, основные занятия населения;
  2. Проследить процесс становления государства в Древнем Египте;
Даты: 3000 г. до н. э. – образование Древнеегипетского государства.Основные понятия: орошаемое земледелие, ирригация, номы, дельта, государство, цивилизация.

      Формы контроля: устный опрос, работа с иллюстрациями, картой, текстом учебника.

  Развивающие:

  1.  Развивать умения работать с исторической картой, составлять рассказ, делать выводы;

       Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к развитию и традициям древнего народа.

 Оборудование: иллюстрации, карты в учебнике.

Тип урока – урок введения нового материала.

       Домашнее задание:  § 5, в.1, 3 с.31, диф.зад. по гр., записать термины в тетрадь.

Проблема урока: Почему Египет считается даром Нила.

      Вывод: Нил давал все необходимое для жизни. в хозяйстве – воду и плодородный ил, в общественном устройстве – порядок, каждый делал свое дело, в управлении – объединение племен в один народ, в одну страну, в культуре – папирус.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
I.Организационный этап

(2 мин)

Приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает на урок. Приветствуют учителя, настраиваются на урок.  
 

II.  Мотивация к учебной деятельности

 

– Мы закончили с вами изучать первый период в истории человечества.

– Как он назывался?

 

– Сегодня мы начинаем изучать новый раздел. Прочитаем как он называется. с. 27.

– Что называют Древним Востоком?

 

 

– Более 5 тыс. лет назад в Африке, Азии,  появляются первые государства или цивилизации.

– Почему именно в этих районах появляются первые государства.

– Сегодня мы начнем знакомство с первой древней цивилизацией.

– Вы уже поняли, это Древний Египет.

 

Сообщение цели урока.

 

– Представьте себе, что вы потерялись в лесу, связь со взрослыми потеряна.

– В каком месте вы будете организовывать пространство для стоянки, чтобы выжить и дождаться помощи?

– Река – это важнейшее условие для выживания человека.

– Вот, в 3000 г. до н.э. на самой длинной  реке мира образовалось государство – Древний Египет.

– Отгадайте, что это за река:

Вот лежит в воде давно

Все зеленое бревно

То бревно ведь крокодил

Обитает в речке …НИЛ

 

– Да, это Нил. Сегодня мы отправимся к великой древней реке с коротким названием Нил. Но сначала музыка Древнего Египта. Древние завещали, что слушать ее можно только с чистым сердцем. Если сердце человека чистое, то ему откроется самое прекрасное, что есть в мире.

– А сейчас закройте глаза, и вы услышите эту музыку.

 

Звучит арабская музыка.

 

«На пустыню опускается ночь, тихо и неслышно движение воздуха, темнота сливается с песком, словно песок это отражение звезд, где-то в этой бескрайности остановился древний народ бедуины. Спит древний Египет, спят бедуины и кони. И только один из них не спит, смотрит в небо и говорит с ним как с человеком.

 

– Египтяне боготворили реку, писали ему хвалебные песни.

Обращает внимание детей на гимн Нилу. с. 32.

 

Проблема: Почему Египет считается даром Нила?

 

Как вы думаете, почему египтяне так боготворили реку?

Что же такого давала эта река египтянам, что они ее так восхваляли?

– Выяснением этого мы и займемся сегодня на уроке.

 

Фиксирует на доске:  Почему Египет считается даром Нила?

 

 

 

Первобытный мир.

 

Древний Восток.

 

– Древний Восток – это пространство в Северной Африке и Азии в эпоху появления и развития там древнейших государств.

 

 

 

 

Здесь теплый климат.

 

 

 

 

 

 

– У реки (можно попить, приготовить пищу. Река – это путь, по которому можно выйти к людям)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагают версии.

 

 

 

 

 

Коммуникативные:

-уметь выражать свои мысли в устной форме;

 

Познавательные:

– С помощью текста учебника  и карты находить необходимую информацию.

 

III.Формулировка темы урока, постановка цели

 

– Чтобы ответить на этот  вопрос, что мы должны будем сделать на уроке?

 

Должны узнать, где располагается Египет, какие там природные условия, занятия населения;  и выяснить, что давал Нил для всех четырех сфер общества.

 

Формулируют тему урока. Определяют задачи на урок.

 

Коммуникативные:

-уметь выражать свои мысли в устной форме;

 

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель с помощью учителя;

– выдвигать версии.

IV. Актуализация. – Вспомните сферы жизни общества.

– В течение нескольких уроков, мы будем заполнять схему «Признаки цивилизации» и выделим отличия ее от первобытности.

 

В тетрадь:

Признаки                                       Признаки

первобытности                              цивилизации

 


 

 

 

 

 

 

 

 


Экономическая, политическая (власть), социальная (общество), культура.
 
 

V.  Поиск решения проблемы.

– Познакомимся поближе с этой землей и людьми.

– Я предлагаю вам попутешествовать по карте.

 

-Рассмотрите карту на с.51, что вы можете сказать о географическом положении Египта: территория, наличие рек, выходы к морям, соседние государства, племена.

 

Обращает внимание на памятки на форзаце.

 

-Поработайте в парах и договоритесь, кто из вас будет отвечать.

 

– Кто хочет поделиться своими мыслями?

 

 

 

 

– Прочитайте текст учебника с. 27 – 28 и выпишите ключевые слова, в две колонки, которые характеризуют природные условия Египта.

 

 

– Какой вывод о занятиях египтян мы можем сделать?

 

– Благодаря чему можно было заниматься в сухой пустыне  земледелием?

 

– А теперь самостоятельно прочитайте учебник на с. 30. Что еще давала река людям? Какими природными богатствами обладал Египет?

 

– Но река Нил имела свои особенности, то вода разливалась, затапливая все поля, то наступал период отливов и вода уходила с полей.

 

– Как египтяне приспосабливались к таким природным  условиям? Как это повлияло на их жизнь?

Читаем учебник с. 30 – 31 , выделяем главное.

 

– Под силу ли было одной общине построить оросительную систему?

 

– Найдите на с.30 как называлась такая оросительная система?

 

– Как вы думаете, к каким изменениям в жизни людей могли привести  объединения?

 

– К чему привела борьба между номами.

 

 

– Какой год считается датой образования Египетского царства?

 

– Отличается ли жизнь в Египте от жизни в первобытном мире? Чем?

 

Возвратиться к схеме.

 

Что такое государство?

 

В тетрадь:

Признаки государства:

Территория с населением.

Аппарат управления.

Система законов.

Налоги.

Армия.

–  Взошли ли египтяне на ступень цивилизации. Докажите.

 

 

 

 

Ученики, работая в парах, в течение двух минут выполняют задание на с. 28.

 

 

 

 

 

Египет находится на северо-востоке Африки. Большую часть занимают пустыни. Вдоль всего Египта протекает река Нил, которая впадает в Средиземное море. Египет разделен на Верхний Египет и Нижний Египет.

 

 

Записывают в тетрадь:

Природные условия Египта:

+                                            –

Жарко и влажно                  Сухо и жарко

Плодородный ил                 Сезон дождей

 

Египтяне занимались земледелием.

 

 

– Благодаря реке Нил.

 

 

– В Ниле водилось много рыбы. По реке перевозили грузы. В Египте были залежи меди, и др. металлов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Люди укрепляли берега, строили дамбы.

 

– Нет. Чтобы построить плотину или дамбу люди объединяли усилия нескольких племен.

 

– Ирригация.

 

 

– На территории где работали общности, стали возникать города, огороженные стенами. В нем жили правители и окружение. Такие объединения назывались номами.

Борьба привела к появлению двух царств: Нижнего и Верхнего Египта.

 

– 3100 г. до н.э.

 

Познавательные:

– с помощью карты уметь составлять четкий рассказ, описывать объект, уметь читать легенду карты;

– с помощью текста учебника находить и выделять главную информацию, делать выводы;

– устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.

 

 

Коммуникативные:

– уметь выражать свои мысли в устной форме.

 

Регулятивные:

– определять цель, проблему в деятельности;

– работать по плану, сверяясь с целью;

оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях,  исправлять ошибки.

 

 

VI.Закрепление

 

Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока.

 

– Почему Египет считается даром Нила?

 

Что давал Нил четырем сферам общества?

 

 

 

Нил играл огромную роль в жизни людей. он давал воду, еду, плодородную почву. По его водам передвигались путешественники и торговцы. Без него жизнь людей в пустыне была бы невозможна.

 

Коммуникативные:

-уметь достаточно точно выражать свои мысли.

 

Регулятивные:

– оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях,  исправлять ошибки.

 

VII.Рефлексия учебной деятельности на уроке

 

Организует работу с листами самооценки

 

Оценивают свою работу на уроке

Регулятивные:

-оценивать степень достижения цели.

 

VIII. Итог урока

 

Выставление оценок, домашнее задание

   

 


Просмотров страницы: 4 905

1 коммент. к “Образование государства в долине Нила”

  1. Денис:

    Река Нил давала все необходимое для жизни людей. Поэтому, образование государства в долине реки логично. Важно, чтобы ученики понимали суть данного понятия.


Оставить комментарий

- - -
Те, кто творит историю, часто заодно и фальсифицируют её.
-Веслав Брудзиньский-