Вы просматриваете: Главная > Рабочие программы по обществознанию > Рабочая программа для 8 класса

Рабочая программа для 8 класса

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «Обществознание» составлена для обучающихся 8 б класса МОУ СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области.
Рабочая программа линии УМК «Обществознание» (5 – 9 классы) для основной школы Издательского центра «Вентана-Граф» составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2010;
 Примерной программы общего образования Министерства образования РФ, 2011;
 Авторской программы О.Б.Соболевой, О.В.Медведевой «Обществознание: 5 – 9 классы», М.: Вентана-Граф, 2012;
 Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ предметов (курсов) в МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области».
Учебник:
Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /О.Б.Соболева, В.Н.Чайка; под общ. ред. Г.А. Бордовского. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 224 с.

Цели изучения обществознания в основной школе:
• воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
• формирование у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
• овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
• формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. в единой системе обучения обществознанию каждый класс рассматривается как самостоятельная ступень в подготовке учеников и в то же время как звено в развертывании целостной и относительно завершенной ( т.е. охватывающей все основные элементы) социальной картины мира.
Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке и обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека.
В целях успешной социализации детей отбирается научный материал, соответствующий их возрастным возможностям, их жизненному опыту и интересам, социальным потребностям, общественным требованиям.
Общая характеристика учебного курса.
Фундаментом курса «Обществознание» являются научные знания о человеке, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социологии, экономической теории, религиоведении, истории, политологии, культурологи, правоведении, этики, социальной психологии, а также валеологии и философии). Такая научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность его изучения обуславливают интегративный характер обществознания.
Предмет «Обществознание» занимает особое место среди всех дисциплин, изучаемых в школе. Особенность его заключается в том, что он дает целостную картину общественной жизни и включает в себя основы социальных наук, которые в дальнейшем будут изучаться в вузе. Роль социальных наук заключается в том, чтобы формировать и направлять людей на разных социальных уровнях на благо общества.
Курс призван дать школьнику социальные и нравственные нормы жизни, ориентировать на определенную иерархию ценностей, способствовать формированию жизненного опыта и развитию определенных способов деятельности.
В курсе «Обществознание» 8 класса акцент сделан на правовой составляющей общественной жизни. Именно в 8 классе большинству учащихся исполняется 14 лет, они получают паспорт, расширяется их дееспособность и деликтоспособность вплоть до уголовной ответственности. Таким образом, изучение правовой проблематики учащимися в этом возрасте наиболее интересно.
Задача курса – познакомить подростков с особенностями их правового статуса, развивать готовность к правомерному поведению, научить отстаивать свои права, воспитывать в них уважение к праву, формировать качества личности гражданина и личностную правовую культуру.

Описание места учебного курса в учебном плане.
Согласно базисному учебному плану предмет изучается в течение всей основной школы (с 5 по 9 класс) – по 35 часов в год (по одному часу в неделю), всего в объеме 175 часов. В 8 классе отводится 35 часов, 1 час в неделю из обязательной части предметной области «Общественно-научных предметов».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса.

Личностными результатами являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни;
• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов.

Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
• способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
• умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
1) использование элементов причинно-следственного анализа;
2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;
3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев
для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных
источниках различного типа;
5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из
аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и
коммуникативной ситуации;
6) объяснение изученных положений на конкретных примерах;
7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения
других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических
требований;
8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование
своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной
• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
• приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

трудовой
• знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической
• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной
• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
• знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
• понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
• понимание значения коммуникации в межличностном общении;
• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
• знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

Данная программа будет реализована за 1 год, (2015 – 2016 учебный год).
Курс «Обществознание » рассчитан на 35 часов из расчета 1 час в неделю, в том числе 4 контрольные работы, 3 теста.

Реализация программы предусматривает различные формы контроля освоения результатов: тестирование, устный ответ, выполнение заданий после параграфа и выполнение заданий в тетради на печатной основе, подготовка докладов и сообщений, контрольные и самостоятельные работы, работа с текстом учебника, работа со схемами и таблицами, работа с документами, выполнение проектов.

Содержание тем учебного курса.

ВВЕДЕНИЕ. 1 ЧАС.

Какую роль играет право в жизни людей. Особенности правового статуса подростков. Как и для чего изучать право.

ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО. ПРАВО. 7 ЧАСОВ.

Соотношение понятий «право», «общество», «государство». Теории происхождения государства и права. Отличие права от других видов социальных норм. Профессия юрист. Основания права. Источники права. Нормативно-правовые акты. Система права. Отрасли российского права. Методы правового регулирования.
Сущность правоотношений. Виды правоотношений. Содержание правоотношений. Участники правоотношений.
Правонарушения. Признаки правонарушений. Формы вины. Виды правонарушений. Государственное принуждение. Юридическая ответственность. Принципы юридической ответственности. Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Юридическая ответственность несовершеннолетних.
Правовое государство как идеал. Принципы и признаки правового государства. Становление правового государства в России.
Гражданское общество. Структура гражданского общества. Участие граждан в строительстве гражданского общества. Несовершеннолетние граждане и гражданское общество.

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ. 7 ЧАСОВ.
Что такое Конституция? Первые конституции нашей страны. История конституционализма в России. Современная Конституция России. Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство России. Субъекты РФ и их права. Национальная (в том числе языковая) политика РФ. Федеральные округа РФ.
Принципы построения органов государственной власти РФ. Президент РФ. Федеральное собрание РФ. Законодательный процесс. Правительство РФ.
Понятие правоохранительных органов. Уполномоченный по правам человека. Прокуратура. Органы внутренних дел.
Система судебных органов РФ. Принципы судопроизводства. Судьи и их конституционно-правовой статус. Мировые судьи и суды присяжных. Судебное разбирательство. Суды общей юрисдикции. Арбитражные суды. Конституционный суд РФ.

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА. 6 ЧАСОВ.

Правовой статус личности. Гражданство в России. Юридические аспекты имени. Гражданство и гражданственность. Права и свободы человека и гражданина в РФ. Виды прав и свобод. Основные конституционные обязанности гражданина РФ.
Гарантии и защита прав человека и гражданина в России. Национальный уровень юридических гарантий прав и свобод. Международная система защиты прав и свобод человека. Организация Объединенных наций. Международные документы по правам человека. Всеобщая декларация прав человека. Европейская система гарантии прав человека.
Современные представления о правах ребенка. Права малолетних в России. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Эмансипация.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА. 9 ЧАСОВ.
Гражданские правоотношения. Объекты гражданских правоотношений. Понятие физического и юридического лица. Гражданские права и обязанности. Объекты гражданских правоотношений. Способы защиты гражданских прав.
Право собственности. Приобретение и прекращение права собственности. Защита права собственности. Особенности права собственности несовершеннолетних.
Правовая характеристика семьи. Брак. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей. Права и обязанности супругов. Заключение и расторжение брака. Брачный контракт.
Жилищные правоотношения. Принципы жилищного права. Жилищные проблемы современной России.
Образование и его значение в жизни человека и развитии общества. Образовательное право. Система образования в России. Государственные образовательные стандарты. Образовательные учреждения и органы управления образованием. Роль образования в современном мире. Тенденции развития образования.
Административные правоотношения. Административные правонарушения. Административная ответственность. Административная ответственность несовершеннолетних.
Уголовное право. Преступление и наказание. Проблема смертной казни. Преступление против личности. Преступление против несовершеннолетних. Преступление несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Сущность труда. Право на труд и трудовые отношения. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Особенности трудоустройства несовершеннолетних.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 1 ЧАС.
Сущность правовой культуры. Правовая культура личности и общества. Проблема коррупции. Проблема развития правовой культуры в России.

4 РЕЗЕРВНЫХ ЧАСА ОТВОДЯТСЯ НА 4 КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.

Основные понятия курса:
Государство, право, источник права, нормативно-правовой акт, закон, подзаконный акт, норма права, отрасль права, кодекс, правонарушение, вред, общественная опасность, вина, проступок, преступление, необходимая оборона, крайняя необходимость, наказание, правовое государство, верховенство закона, правовая культура, гражданское общество, граждане, общественные объединения, публичные акции, конституция, основной закон, референдум, конституционный строй, суверенитет, плюрализм, светское государство, социальное государство, российская Федерация, федеративное государственное устройство, субъект Российской Федерации, федеральный округ, президент, правительство, Федеральное Собрание, Совет Федерации, государственная Дума, полномочия, правоохранительные органы, Уполномоченный по правам человека, прокуратура, органы внутренних дел (полиция), судебная система, судопроизводство, Конституционный суд, мировой судья, присяжные заседатели, суд общей юрисдикции, правовой статус личности, личные права, политические права, социально-экономические права, гражданство, международная организация, Всеобщая декларация прав человека, Билль о правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейский суд по правам человека, права малолетних, Конвенция о правах ребенка, мелкая бытовая сделка, правовой статус несовершеннолетних, эмансипация, воинский учет, физические лица, юридические лица, коммерческая организация, некоммерческая организация, имущество, сделка, возмещение ущерба, собственность, владение, пользование, распоряжение, государственная собственность, национализация, приватизация, семья, брак, органы опеки и попечительства, усыновление, право на жилье, жилищное право, жилищный фонд, неприкосновенность жилища, образование, образовательное право, система образования, федеральный государственный образовательный стандарт, административные правоотношения, административное правонарушение, административная ответственность, административный проступок, трудовое право, трудовой договор, время отдыха, рабочее время, уголовные правоотношения, преступление, наказание, преступление против личности, исключительная мера наказания, принудительные меры воспитательного воздействия, вовлечение в преступную деятельность, деятельное раскаяние.

Учебно-тематический план.
№ урока Тема урока Основное содержание темы, термины и понятия Характеристика основных видов деятельности. Освоение предметных знаний. Формируемые УУД Дата

План Факт
ВВЕДЕНИЕ. 1 ЧАС.
1. Введение. Место изучения права в обществоведческом курсе. Почему актуально изучать право именно в 14 лет. Выполнять смысловое чтение текста, соотносить свой жизненный опыт и содержание обучения, планировать собственную учебную деятельность. Познавательные УУД:
 находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
02.09
ГЛАВА 1. ОБЩЕСТВО. ГОСУДАРСТВО. ПРАВО. 8 ЧАСОВ.
2. Что такое право? Происхождение государства. Происхождение права. Сущность права. Основания права. Источники права.
Понятия: «основания права», «источники права», государство. Знать, как связаны между собой государство и право; что такое источники права.

 анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; 09.09
3. Как устроено право? Нормы права и их особенности. Система права, отрасли права, основные отрасли российского права, методы правового регулирования, нормативно-правовые акты, их виды и иерархия.
Понятия: нормы права, отрасли права, закон, подзаконный акт, кодекс. Знать отрасли права. Сравнивать нормы морали и права, определять, какими отраслями права и методами регулируются общественные отношения.  устанавливать причинно-следственные связи.
16.09
4. Какие отношения в нашей жизни являются правовыми? Тестирование « Как устроено право». Сущность правоотношений. Права и обязанности. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Виды правоотношений.
Понятия: правоотношения, субъекты правоотношений, правоспособность, дееспособность, совершеннолетие. Знать, какие отношения являются правовыми. Соотносить права и обязанности, оценивать свой уровень дееспособности, отличать правоотношения от обычных общественных отношений, определять вид правоотношений. Регулятивные УУД:
 определять цель, проблему в учебной деятельности;
 выдвигать версии;
 планировать учебную деятельность;
 работать по плану, сверяясь с целью;
 находить и исправлять ошибки;
 оценивать степень достижения цели.
23.09
5. Какое поведение является противоправным. Правомерное и противоправное поведение. Признаки правонарушения. Формы вины. Виды правонарушений. Виды проступков.
Понятия: правонарушение, вред, общественная опасность, проступок, преступление. Знать виды правонарушений, наказания за правонарушения. Коммуникативные УУД:
 излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
 организовывать работу в паре, группах.
30.09
6. За правонарушения надо отвечать! Государственное принуждение и его виды. Юридическая ответственность и принципы её наложения. Кто налагает юридическую ответственность. Когда юридическая ответственность не может быть наложена? Зачем нужна юридическая ответственность.
Понятия: наказание. Знать, когда может быть наложена юридическая ответственность, кто налагает юридическую ответственность. Отличать юридическую ответственность от других видов государственного принуждения. Личностные УУД:
 осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества; 07.10
7. Ценность правового государства. Идеал правового государства и его развитие в истории общественной мысли. Принципы правового государства. Развитие правового государства в России. Конституция РФ и правовое государство. Правовая культура.
Понятия: правовое государство, верховенство закона, правовая культура.
Выделять признаки правового государства.  осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. 14.10
8. Контрольная работа по теме: «Общество. Государство. Право». Происхождение государства и права. Сущность права. Источники права.
Признаки правового государства. Правонарушения. Гражданское общество. Обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, делать ценностные выводы о праве, правомерном поведении, правовом государстве и гражданском обществе, решать юридические задания на основе юридических документов. 21.10
9. Строим гражданское общество. Сущность гражданского общества. Гражданское общество и государство. Развитие идеи гражданского общества. Структура гражданского общества. Элементы гражданского общества в разных сферах общественной жизни. Способы участия граждан, включая подростков, в общественной жизни.
Понятия: гражданское общество, граждане, общественные объединения, публичные акции.
Знать структуру гражданского общества, способы участия граждан в общественной жизни. Характеризовать развитие отношений общества и государства.
28.10
ГЛАВА 2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ. 8 ЧАСОВ.
10. На пути к современной Конституции России. Что такое конституция. Какие бывают конституции. Как появились конституции. Первые конституции нашей страны. Современная Конституция РФ.
Понятия: конституция, основной закон, референдум. Знать, что такое конституция, когда появилась конституция в России. Классифицировать конституции России разных периодов и сравнивать их, анализировать элементы содержания и структуры Конституции РФ, оценивать свой уровень правосознания. Познавательные УУД:
 находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
11.11
11. Основы конституционного строя РФ. Структура Конституции РФ. Принципы конституционного строя РФ: народовластие, разделение властей, верховенство права, суверенитет, федерализм, плюрализм, светскость, социальность.
Понятия: конституционный строй, суверенитет, плюрализм, государство, социальное государство. Анализировать структуру Конституции РФ, характеризовать основные принципы конституционного строя РФ, анализировать текст Конституции РФ. Соотносить текст Конституции с реальной общественной жизнью, ранжировать значимость основ конституционного строя.  анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; 18.11
12. Федеративное устройство РФ. Россия — федерация. Субъекты РФ: их численность, расположение, размеры и виды. Статус республики в РФ. Полномочия центра и субъектов РФ. Федеральные округа.
Понятия: Российская Федерация, федеративное государственное устройство, субъект Российской Федерации, федеральный округ. Знать федеративное устройство России. Устанавливать влияние исторического и географического факторов на современное политико-правовое развитие. Выявлять особенности жизни в различных районах РФ.  устанавливать причинно-следственные связи.
25.11
13. Ветви власти в Российской Федерации. Президент РФ. Принципы построения органов власти. Разделение властей. Президент РФ: история, выборы, полномочия.
Понятия: президент, законодательная, исполнительная ветви власти. Знать принципы построения органов государственной власти в России. Знать полномочия президента РФ. Соотносить компетенции органов власти. Регулятивные УУД:
 определять цель, проблему в учебной деятельности;
 выдвигать версии;
 планировать учебную деятельность;
02.12
14. Органы государственной власти РФ. Федеральное Собрание РФ: палаты парламента, способы их формирования и полномочия. Законодательный процесс. Правительство РФ. Отношения Правительства, Президента и парламента.
Понятия: правительство, Федеральное Собрание, Совет Федерации, Государственная Дума, полномочия. Знать, какими органами представлена исполнительная и законодательная власть. Соотносить компетенции органов власти.  работать по плану, сверяясь с целью;
 находить и исправлять ошибки;
 оценивать степень достижения цели.
09.12
15. Контрольная работа по теме: «Конституционное право России». Конституционное право, конституционный строй России. Органы государственной власти России.
Обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры, разрешать жизненные ситуации на основе теоретических знаний. Коммуникативные УУД:
 излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
 организовывать работу в паре, группах.
16.12
16. Правоохранительные органы. Что такое правоохранительные органы. Правоохранительные органы РФ и их основные функции. Уполномоченный по правам человека. Прокуратура. Полиция.
Понятия: правоохранительные органы, Уполномоченный по правам человека, прокуратура, органы внутренних дел (полиция). Знать, какие органы называют правоохранительными, их основные функции. Разграничивать функции и возможности различных правоохранительных органов для решения конкретных жизненных задач. Личностные УУД:
 осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества; 23.12
17. Судебная система. Судебная система. Судебные органы РФ. Судопроизводство. Судьи и их статус. Конституционный Суд. Суды общей юрисдикции. Мировые судьи. Суды присяжных. Арбитражные суды.
Понятия: судебная система, судопроизводство, Конституционный Суд, мировой судья, присяжные заседатели, суд общей юрисдикции. Знать принципы судопроизводства. Сравнивать полномочия различных видов судов, оценивать значимость суда присяжных и мировых судей.  осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. 13.01
ГЛАВА 3. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ. 7 ЧАСОВ.
18. Права и свободы человека и гражданина России. Личные права. Политические права. Социально-экономические права.
Понятия: личные права, политические права, социально-экономические права. Знать основные права человека и гражданина по Конституции РФ. Познавательные УУД:
 находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
20.01
19. Политические права и гражданство. Правовой статус личности. Гражданство. Политические права. Обязанности гражданина РФ.
Понятия: правовой статус личности, гражданство. Знать, что такое правовой статус личности, как связаны политические права и гражданство.  анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; 27.01
20. Гарантии и защита прав человека и гражданина в России. Тестирование «Права и свободы человека и гражданина». Кто гарантирует права человека. Как осуществляются гарантии прав человека. Гарантии защиты и гарантии реализации прав. Национальный уровень защиты прав.
Понятия: юридические гарантии прав человека, национальные (государственные) гарантии прав человека, конституционные гарантии прав человека. Знать, кто гарантирует права человека; чем ограничена свобода человека в демократическом государстве.  устанавливать причинно-следственные связи.
03.02
21. Международная система защиты прав и свобод. ООН. Совет Европы. Основные документы по защите прав и свобод. Билль о правах. Всеобщая декларация прав человека. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод.
Понятия: международная организация, Всеобщая декларация прав человека, Билль о правах, европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, Европейский суд по правам человека. Знать, в каких случаях человек должен обращаться в международные организации для защиты своих прав. Осуществлять сравнительный анализ основных документов по защите прав человека в современном мире. Коммуникативные УУД:
 излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
 организовывать работу в паре, группах.
10.02
22. Права ребёнка. Статус ребёнка. Права детей по Конвенции о правах ребёнка. Правовой статус малолетних в РФ: до 6 лет, с 6 до 10 лет, с 10 до 14 лет.
Понятия: права малолетних, Конвенция о правах ребенка, мелкая бытовая сделка. Знать, как обеспечиваются права ребенка. Соотносить собственный опыт с текстом Конвенции, сравнивать права взрослых и права детей, систематизировать в таблице материал о расширении дееспособности. Регулятивные УУД:
 определять цель, проблему в учебной деятельности;
 выдвигать версии;
 планировать учебную деятельность;
 работать по плану, сверяясь с целью;
 находить и исправлять ошибки;
 оценивать степень достижения цели.
 17.02
23. Особенности правового статуса несовершеннолетних 14–18 лет. Дееспособность от 14 до 16 лет. Дееспособность от 16 до 18 лет. Постановка на воинский учёт.
Понятия: правовой статус несовершеннолетних, эмансипация, воинский учет.
Знать, какие права можно реализовать в 14 лет, в 16 лет. Характеризовать уровни дееспособности. Личностные УУД:
 осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества;
 осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. 24.02
24. Контрольная работа по теме: «Правовой статус личности». Права и свободы человека и гражданина России. Международная система защиты прав и свобод. Дееспособность. Обобщать материал, характеризовать свой правовой статус. 02.03
ГЛАВА 4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ ОТРАСЛЯХ ПРАВА. 11 ЧАСОВ.
25. Гражданские правоотношения. Участники гражданских правоотношений: физические лица, юридические лица и их виды. Объекты гражданских правоотношений. Сделки и их виды. Заключение сделок. Защита имущественных прав граждан.
Понятия: физические лица, юридические лица, коммерческая организация, некоммерческая организация, имущество, сделка, возмещение ущерба. Знать, какие правоотношения регулируются нормами гражданского права. Выявлять гражданские правоотношения, оценивать действительность сделки, определять свой опыт участия в гражданских правоотношениях, привлекать родителей к решению познавательных задач. Познавательные УУД:
 находить (в учебниках и др. источниках) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
 анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; 09.03
26. Право собственности. Сущность юридического понимания собственности. Виды собственности. Основания возникновения права собственности. Основания прекращения права собственности. Особенности права собственности несовершеннолетних. Изменения прав собственности.
Понятия: собственность, владение, пользование, распоряжение, государственная собственность, национализация, приватизация. Знать основания возникновения права собственности. Определять вид правомочий собственника, разграничивать виды собственности. Оценивать законность собственных действий.  устанавливать причинно-следственные связи.
16.03
27. Семейные правоотношения. Правовая характеристика семьи. Брак. Права и обязанности супругов. Права и обязанности родителей. Права и обязанности детей. Расторжение брака.
Понятия: семья, брак, органы опеки и попечительства, усыновление. Знать права и обязанности детей и родителей, супругов. Различать социальные и правовые характеристики семьи и брака, применять знания в решении жизненных проблем. Коммуникативные УУД:
 излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами;
 организовывать работу в паре, группах.
23.03
28. Жилищные правоотношения. Сущность и значение жилищного права. Жильё и его виды. Жилищные проблемы в современной России.
Понятия: право на жилье, жилищное право, жилищный фонд, приватизация, неприкосновенность жилища. Знать основные принципы жилищного права. Регулятивные УУД:
 определять цель, проблему в учебной деятельности;
 выдвигать версии;
 планировать учебную деятельность;
 работать по плану, сверяясь с целью;
 находить и исправлять ошибки;
оценивать степень достижения цели. 06.04
29. Право и образование. Тестирование «Правовое регулирование». Образование и его роль в жизни человека и общества. Виды и уровни образования. Образовательные стандарты. Типы образовательных учреждений. Развитие и роль образования в современном мире.
Понятия: образование, образовательное право, система образования, федеральный государственный образовательный стандарт. Знать, в чем состоит роль образования в развитии человека и общества; систему образования в России; что такое федеральный образовательный стандарт. Личностные УУД:
 осознавать и проявлять себя гражданином России, объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества;
13.04
30. Административные правоотношения. Сущность административного права. Административные правонарушения. Виды и наложение административной ответственности. Административная ответственность несовершеннолетних.
Понятия: административные правоотношения, административное правонарушение, административная ответственности, дисквалификация. Знать, какие общественные отношения регулирует административное право; виды административной ответственности.  осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции. 20.04
31. Трудовые правоотношения. Что такое труд. Правовое регулирование трудовых отношений. Трудовой договор: заключение и прекращение. Рабочее время и время отдыха. Трудоустройство несовершеннолетних. Понятия: трудовое право, трудовой договор, время отдыха, рабочее время. Знать, какие общественные отношения регулирует трудовое право; трудовое регулирование трудовых отношений; особенности трудоустройства несовершеннолетних. 27.04
32. Контрольная работа по теме: «Правовое регулирование в различных отраслях права». Гражданские правоотношения. Право собственности. Семейные правоотношения. Жилищные правоотношения. Право и образование. Административные правоотношения. Трудовые правоотношения. Обобщать материал, запоминать главное, приводить примеры из общественной жизни, формулировать правила поведения, оценивать личную значимость правового регулирования общественных отношений, определять вид правоотношений. 04.05
33. Уголовные правоотношения. Что такое уголовное право. Виды преступлений. Уголовная ответственность и её виды. Смертная казнь: «за» и «против».
Понятия: уголовные правоотношения, преступление, наказание, судимость, преступление против личности, исключительная мера наказания. Знать источники уголовного права; виды преступлений и наказаний. 11.05
34. Несовершеннолетние и уголовный закон. Преступления против несовершеннолетних и юридическая ответственность за них. Преступления несовершеннолетних. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Понятия: принудительные меры воспитательного воздействия, вовлечение в преступную деятельность, деятельное раскаяние. Знать в каких случаях к несовершеннолетним преступникам могут быть применены уголовное наказание, принудительные меры воспитательного воздействия, принудительные меры медицинского характера. 18.05
35. Итоговое обобщение. Общество. Государство. Право. Конституционное право России. Правовой статус личности. Правовое регулирование в различных отраслях права. Знать основные понятия курса; как право регулирует общественные отношения. Оценивать законность собственных действий. 25.05

Учебно-методиченское и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Обществознание: право в жизни человека, общества и государства: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /О.Б.Соболева, В.Н.Чайка; под общ. ред. Г.А. Бордовского. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 224 с.
2. Обществознание: программа: 5 – 9 классы общеобразовательных организаций/ авт.-сост. О.Б.Соболева, О.В.Медведева. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 136 с.
3. Конституция Российской Федерации. Официальное издание.
4. Баталина В.В. Краткий курс по политологии: учебн.пособие. М.: Окей-книга, 2011. – 143 с.Белов Г.А. Права человека. Учебное пособие по курсу «Политология». М.: «Знание» России, 1996. – 80 с.
5. Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов. СПб.: Питер, 2010. – 160 с.
6. Домашек Е.В., Вильчинская О.В., Чагина А.В. Обществознание в таблицах и схемах. Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 192 с.
7. Мухаев Р.Т. Основы политологии: учебн. для средней школы. М.: Новая школа, 1996. – 192 с.
8. Петренко А.В.Теория государства и права/ сост. А.В.Петренко. – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2010. – 160 с.
9. Синова И.В. Справочник по обществознанию с вопросами для самопроверки. 9 – 11 классы. СПб.: Литера, 2013. – 256 с.
10. Основные кодексы и законы Российской Федерации. СПб.: ИД «Весь», 2002.- 991 с.

Цифровые – образовательные ресурсы:
1. http://www.school.edu.ru/
2. http://fcior.edu.ru/
3. http://www.litportal.ru/
4. http://www.aldebaran.ru/

Планируемые результаты обучения.

В результате изучения курса ученик должен:
Знать:
• важнейшие отрасли права;
• основы конституционного строя России;
• государственное устройство России, полномочия и компетенцию различных органов государственной власти;
• смысл понятия «гражданин»;
• основные права и свободы гражданина России, гарантированные Конституцией РФ; обязанности граждан РФ;

Уметь:
• оценивать значение правопорядка и законности;
• определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
• сопоставлять правовые возможности и ограничения каждого возрастного периода;
• соотносить собственное поведение и поступки других людей с нормами поведения, установленными законом;
• осмысливать информацию правового характера, полученную из разнообразных источников;
• правильно определять орган, в который следует обратиться для разрешения разных жизненных ситуаций;
• объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних;
• сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать преимущества демократического политического устройства;
• иллюстрировать примерами установленные законом:
 права собственности;
 права и обязанности супругов;
 права и обязанности детей и родителей;
 права, обязанности и ответственность работника и работодателя;
 механизмы защиты прав собственности разрешения гражданско-правовых споров;
• анализировать ситуации, связанные с гражданскими, семейными и трудовыми правоотношениями.

Лист корректировки рабочей программы.

Дата Причина корректировки Что скорректировано Зам. Директора по УВР

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8 КЛ


Просмотров страницы: 833

1 коммент. к “Рабочая программа для 8 класса”

  1. Станислав:

    Главное, чтобы после прослушивания уроков у школьников в памяти осталось четкое представление о правах и источников права. В идеале школьник должен понимать, как реализуются эти понятия в реальности.


Оставить комментарий

- - -
Всемирная история есть история побед людей над людьми.
-Стефан Жеромский-