Вы просматриваете: Главная > Рабочие программы по истории > Рабочая программа для 8 класса

Рабочая программа для 8 класса

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «История» составлена для обучающихся 8 б класса МОУ СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области, и предусматривает изучение двух курсов: «Всеобщая история. История Нового времени», «История России».
Рабочая программа линии УМК «История» (5 – 9 классы) для основной школы Издательского центра «Вентана-Граф» составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2010;
 Примерной программы общего образования Министерства образования РФ, 2011;
 Авторской программы Т.П.Андреевской, О.Н.Журавлевой, А.Н.Майкова. «История: 5 – 9 классы», М.: Вентана-Граф, 2013.
 Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ предметов (курсов) в МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области».
Учебник:
Н.Н.Лазукова, О.Н.Журавлева, И.М. Лебедева «История России» 8 класс. – М.: Вентана-Граф. 2014.
В.В.Носков, Т.П.Андреевская «Всеобщая история» 8 класс. – М.: Вентана-Граф. 2014.
Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны, толерантное сознание и поведение.

Главная цель изучения истории в школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих личностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципам историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общая характеристика учебного курса.

Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5 – 9 классах синхронно-последовательно. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории с древнейших времен да начала XXI в. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщая история» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «история России» – по хронологическо-тематическому. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся. Специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования.
Содержание курсов нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся. Способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими) подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному и культурному наследию человечества.
Курс «История России» сочетает историю государства, населяющих его народов, историю родного края. Данный курс дает представление об основных этапах исторического пути Отечества, при этом внимание уделяется целостной и выразительной характеристике основных исторических эпох — от прослеживания хода наиболее значительных общественных процессов до описания поворотных, драматических событий и их участников. Важная мировоззренческая задача курса «История России» заключается в раскрытии как своеобразия и неповторимости российской истории, так и ее связи с ведущими процессами мировой истории.
При изучении истории России предполагается обращение учащихся к материалу по региональной истории, в котором представлен пласт исторического знания, богатый наглядной и яркой информацией и потому выразительный и интересный для школьников.
В курсе «Всеобщая история» рассматриваются характерные черты основных исторических эпох, существовавших в их рамках цивилизаций, государств и др., прослеживаются линии взаимодействия и преемственности отдельных общностей, раскрывается значение исторического и культурного наследия прошлого. Данный курс играет важную роль в осознании школьниками исторической обусловленности многообразия окружающего их мира, создает предпосылки для понимания и уважения ими других людей и культур.

Описание места учебного курса в учебном плане.

Программа линии УМК Издательского центра «Вентана-Граф» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. История в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Всего на ее изучение отводится 385 учебных часов. Из них на 5, 6, 7 и 8 классы приходится по 70 часов (2 часа в неделю), а в 9 классе – 105 часов (3 часа в неделю).
В 8 классе на курс отводится 70 часов в год, 2 часа в неделю из обязательной части предметной области «Общественно-научных предметов».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
• знание хронологии, работа с хронологией;
• знание исторических фактов, работа с фактами;
• работа с историческими источниками;
• описание (реконструкция);
• анализ (объяснение);
• работа с версиями, оценками.
Данная программа будет реализована за 1 год, (2015 – 2016 учебный год).
Курс «История» рассчитан на 70 часов из расчета 2 часа в неделю. Курс «История Нового времени » рассчитан на 26 часов, в том числе 4 теста. Курс «История России» рассчитан на 44 часа, в том числе 3 контрольные работы, 5 тестов.

Содержание тем учебного курса «Всеобщая история».
(26 часов)
ВВЕДЕНИЕ. Страны мира к началу XIX века. 1 ЧАС.

ЕВРОПЕЙСКИЕ ГОСУДАРСТВА В XIX – НАЧАЛЕ XX В. 14 ЧАСОВ.
Европейские страны в первой половине XIX в.
Европа в эпоху Наполеона Бонапарта. Консульство и Первая империя во Франции. Наполеона Бонапарт – император. Внутренняя политика Наполеона, его кодексы. Годы внутренних триумфов Наполеона. Духовная и культурная жизнь Франции в эпоху Наполеона. Антифранцузские коалиции в борьбе с Наполеоном. Крушение наполеоновской империи.
Венский конгресс. Идея создания новой системы международных отношений священный союз и его роль в международной политике.
Основные направления общественной мысли в XIX в.
Либерализм. А.Смит, Дж. С.Милль. Консерватизм. Э.Бёрк, Ж. де Местр. Социализм и коммунизм. А. Сен Симон, Ш. Фурье, К. Маркс, Ф.Энгельс.
Британия в первой половине XIX в. Укрепление позиций Британии как мирового лидера. Особенности экономического развития страны. Двухпартийная система. Борьба за парламентскую реформу. Чартистское движение. Внешняя и колониальная политика.
Германский союз в первой половине XIX в. политическое устройство германских государств. Германский таможенный союз. Пруссия и Австрия: соперничество за лидерство в Германском союзе.
Франция в период Реставрации и Июльской монархии. Монархия Бурбонов. Июльская революция 1830 г.: причины, основные события, последствия. Правление Луи-Филиппа Орлеанского.
Международные отношения в первой половине XIX в. и европейские революции 1820 – 1823 гг. и 1848 – 1849 гг. причины, особенности, итоги революций в европейских странах. Влияние революций на международные отношения. Восточный вопрос. Крымская война как общеевропейский конфликт.
Новые явления в культурной жизни европейских государств к середине XIX в.

Европейские государства во второй половине XIX – начале XX в.
Вторая империя во Франции. Император Наполеон III. Экономическое и политическое развитие страны. Внешняя политика Второй империи.
Германия: на пути к единству. Предпосылки объединения германии. О. Бисмарк. Война с Австрией. Образование Северогерманского союза.
Движение за объединение Италии. Движение карбонариев. Общество «Молодая Италия». Д.Мадзини. Д.Гарибальди. К.Кавур. объединение Италии.
Франко-германская война 1870 – 1871 гг. Причины войны, ее ход. Конец Второй империи. Сентябрьская революция 1870 г. и парижская коммуна 1871 г. Поражение Франции. Значение франко-германской войны для судеб европейских государств.
Новые политические идеологии.
Международное рабочее движение. Положение рабочих в странах Европы. I Интернационал и Альянс социалистической демократии.
Германия. Образование германской империи. Экономическое развитие. Государственное устройство и политическая жизнь империи. Отто фон Бисмарк – канцлер империи. «Культуркампф» и борьба с социал-демократическим движением. Император Вильгельм II. Внешняя и колониальная политика.
Третья республика во Франции. Экономическое развитие. Политическая жизнь страны: коррупция государственного аппарата. Панамский канал. «Дело Дрейфуса». Социалистическое движение. Внешняя политика.
Викторианская Англия. Британская империя: доминионы и колонии. Экономическое развитие Великобритании. Политическая жизнь и английское общество в Викторианскую. Б.Дизраэли и У.Гладсон. внешняя и колониальная политика. Образование лейбористкой партии.
Австро-Венгрия. Образование Австро-Венгерской империи. Политическое устройство. Особенности экономического развития. Межнациональные противоречия. Культурная жизнь. Внешняя политика.
Международные отношения в последней трети XIX в. нарастание межнациональных противоречий. Восточный кризис 1875 – 1878 гг. как общеевропейский конфликт. Складывание системы военно-политических союзов в Европе в 1879 – 1893 г.

АМЕРИКАНСКИЙ КОНТИНЕНТ В XIX В. 3 ЧАСА.
Испанские и португальские колонии в Центральной и Южной Америке. Война за независимость в Испанской Америке. Симон Боливар. Образование независимость государств и своеобразие развитие стран Латинской Америки.
Международное положение США после достижения независимости. Доктрина Монро. Экономическое развитие США в первой половине XIX в. плантационное хозяйство на Юге и положение чернокожих рабов. Расширение территории США. Нарастание конфликта между Севером и Югом страны. А.Линкольн. гражданская война и ее итоги. Демократы и республиканцы. «Реконструкция» Юга. Становление США как ведущей державы мира. особенности формирования и характерные черты североамериканской культуры.

СТРАНЫ ВОСТОКА В XIX – XX В. 3 ЧАСА.
Упадок Османской империи. Правление Селима III и Махмуда II: первые попытки проведения реформ. Начала распада Османской империи. Танзимат. Дальнейшее углубление политического и экономического кризиса империи. Победа малотурецкого движения в 1908 – 1909 гг. и ее последствия.
Британская Индия. Деятельность Ост-Индской компании и завершение завоевания Индии. Великое индийское восстание 1857 – 1859 гг. индия под властью британской короны во второй половине XIX в. «Пробуждение» Индии.
Китай.«Открытие» Китая Западом. Опиумные войны. Восстание тайпинов. Политика «самоусиления» И РАЗДЕЛ Китая на сферы влияния. «Боксерское» восстание. Синьхайская революция.
Япония. «Открытие» Японии. «Реставрация Мэйдзи», ее последствия для страны. Превращение Японии в великую мировую державу.
Особенности культурного развития народов Азии.

РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В XIX – НАЧАЛЕ XX В. 2 ЧАСА.
Наука и техника на службе человека. Открытия в области математики, физики, химии, медицины и биологии. Философия и общественные науки. Технический прогресс. Рождение кино.
Литература и искусство. Основные художественные течения в XIX в. романтизм, реализм, натурализм и их крупнейшие представители. Отход от традиций реализма в живописи, скульптуре и архитектуре в конце XIX – XIX в. Импрессионизм. Постимпрессионизм. Модерн. Авангардизм. Музыка. Изменения в жизненном укладе различных социальных слоев в Европе и в мировосприятии европейцев в конце XIX – начале XX в. (К.Маркс, Ф.Ницше, З.Фрейд). Правовые, нравственные и религиозные ценностные ориентиры европейцев на рубеже веков.
Международные отношения в начале ХХ в.

ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА (1914 – 1918). 2 ЧАСА.
Нарастание противоречий между великими державами. Англо-бурская война. Обострение международного соперничества на Дальнем Востоке на рубеже XIX – XX вв. Русско-японская война. Образование Антанты. Балканы – «пороховой погреб» Европы. Происхождение и причины Первой мировой войны. Ход военных действий и важнейшие сражения. Международные отношения в годы Первой миррой войны. Завершение Первой мировой войны.

Итоги и особенности развития стран Европы, Азии и Америки в начале ХХ в. характерные черты периода Нового времени (итоговое обобщение) 1 час.

Основные понятия курса:
Национальное государство, двухпартийная система, политика, политика реформизма, доктрина Монро, «прогрессивная эра», коррупция, «реформы, Мэйдзи».
Традиционное общество, индустриальное общество, идеология, чартизм, либерализм, консерватизм, утопический социализм, радикализм, бланкизм, анархизм, марксизм, рабочее движение, политические требования, экономические требования, социал-демократическое движение, аболиционизм, расизм, нация, национальная идея.
Индустриализация, конкуренция, промышленный переворот, капитал, концентрация производства, акционерное общество, виды монополий (картель, синдикат, трест), вывоз капитала, финансовый капитал, финансовая олигархия, плантационное хозяйство, монокультура.
Международные отношения. Межнациональные отношения, общеевропейский конфликт, милитаризация, реваншизм, территориальный раздел мира, сферы влияния, доминион, «открытие» страны, континентальная блокада, коалиция, мировая война.
Художественные течения, стили в культуре: импрессионизм, постимпрессионизм, модерн, авангардизм, романтизм, критиченский реализм, натурализм, символизм.

Содержание тем учебного курса «История России XIX – начала XX в.»
(44 часа)

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. 16 ЧАСОВ.
Внутренняя политика Александра I. Император Александр I. Либеральные планы государственных преобразований. М.М.Сперанский. учреждение министерств. Создание Государственного совета. Аграрный вопрос в политике Александра I. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике к началу 20-х гг. XIX в. А.А.Аракчеев. военные поселения.
Россия в системе международных отношений начала XIX в. основные направления внешней политики Александра I. Отечественная война 1812 г. Причины и начало военных действий. М.Б.Барклай-де-Толли. П.И.Багратион. М.И.Кутузов. бородинская битва. Рост сплоченности российского общества в условиях внешней опасности. Народный характер войны. Традиции народного сопротивления иноземном вторжению. Д.В.Давыдов. изгнание наполеоновских войск из России. Причины и значение победы России в Отечественной войне. Патриотизм и воинский долг в понимании участников войны 1812 г. влияние войны на российское общество. Заграничные походы русской армии. Венский конгресс. Создание Священного союза. Возрастание роли России на международной арене.
Общественная мысль и общественное движение России в первой четверти XIX в. Рост национального самосознания российского общества в первой половине XIX в. либеральные и консервативные идеи в российском обществе. Причины движения декабристов. Первые дворянские тайные организации. Северное и Южное общества и их программы. П.И.Пестель. Н.М.Муравьев, К.Ф.Рылеев. восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825 г. восстание Черниговского полка. Подавление движения декабристов. Патриотизм, гражданский долг, дворянская честь в понимании декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Николай I. Кодификация законов Российской империи. Третье отделение Собственной его императорского величества канцелярии. А.Х.Бенкендорф. усиление политического надзора над российским обществом. Цензура. Бюрократизация государственного аппарата. Реформа управления государственными крестьянами. П.Д.Киселев. протекционистская политика. Денежная реформа.
Общественная мысль и общественное движение во второй четверти XIX в. историческая судьба России и антикрепостнические идеи в общественном сознании россиян. Теория официальной народности. С.С. Уваров. Славянофилы и западники. П.Я.Чаадаев. Зарождение идей русского социализма. В.Г.Белинский. А.И.Герцен. Петрашевцы.
Россия в системе международных отношений второй четверти XIX в. Основные направления внешней политики Николая I. Крымская война 1854 – 1856 гг. Причины, участники и их цели. Синопское сражение. П.С.Нахимов. военные действия на фронтах Крымской войны. Оборона Севастополя. В.А.Корнилов. Понятие воинской чести, доблести и солдатского долга защитников Севастополя. Парижский мир. Причины и последствия поражения России в войне.
Экономическое развитие России в первой половине XIX в. Аграрное хозяйство России. Ремесло и кустарное производство. Развитие промышленности и транспорта. Начало промышленного переворота, его особенности в России. Внутренняя и внешняя торговля. Противоречие в экономическом развитии России.
Социальное развитие в первой половине XIX в. Изменения в положении сословий российского общества. Дворянство – главная опора самодержавия. Расслоение в дворянском сословии. Духовенство и его влияние в обществе. Купечество. Переход купечества к занятиям промышленностью. Рост мещанства. Крестьянство. Рост отходничества. Ценностные представления основных сословий российского общества.
Территориальный рост России и национальная политика государства в первой половине XIХ в. Народы Украины, Прибалтики, Финляндии и Польши в составе Российской империи. Конституционное законодательство в Польше и Финляндии. Польское восстание 1830 – 1831 гг. вхождение Грузии и Бессарабии в состав России. Кавказская война 1816 – 1864 гг. А.П.Ермолов. Шамиль. Кавказ в составе России. Национальные традиции народов России.
Культура России в первой половине XIX в. Политика в области просвещения. Создание системы средних и высших образовательных учреждений. Сословный характер образования.
Развитие российской науки. Н.И.Лобачевский. Н.И.Пирогов. Б.С.Якоби. Н.М.Карамзин. Т.Н.Грановский. И.Ф.Крузенштерн. Открытие Америки русскими мореплавателями. Ф.Ф.Беллинсгаузен.
Европейские художественные традиции и русская национальная культура. Основные направления в русской художественной культуре: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. Гражданские, патриотические ценности в русской художественной культуре. Социальная направленность литературы. А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь. Живопись: от классицизма к реализму. К.П.Брюллов, А.Г.Венецианов, П.АФедотов. Развитие монументальной скульптуры. И.П.Мартос, Б.И.Орловский, П.К.Клодт. Архитектура ампира. А.Н.Воронихин, А.Д.Захаров, К.И.Росси. Становление национальных традиций в русской классической музыке. М.И.Глинка, А.С.Даргомыжский. Театр. М.С.Щепкин.
Вклад русских деятелей науки и художественной культуры в мировое наследие.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. 14 ЧАСОВ.
Внутренняя политика России в конце 50-х – начале 80-х гг. XIX в. Начало правления царя Александра II. Предпосылки и подготовка крестьянской реформы. Отмена крепостного права в России. Основные положения крестьянской реформы 19 февраля 1861 г. Реформы 60 – 70-х гг. XIX в. Земская, городская судебная и военная реформы. Российские реформаторы: С.С.Ланской, С.И.Зарудный, Д.А.Милютин, Н.А.Милютин. Значение реформ.
Общественная мысль и общественное движение в 60-х – начале 80-х гг. XIX в. Тема народа и служения ему в общественном сознании россиян. Консерватизм и русский либерализм. К.Д.Кавелин, Ю.Ф.Самарин. Либеральные земские деятели. Революционно-демократическое движение. Н.Г.Чернышевский. Народничество. М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев. «Хождение в народ». «Народная воля». Народовольческий террор.
Внешняя политика России в 60-х – начале 80-х гг. XIX в. основные направления внешней политики России в период правления Александра II. А.М.Горчаков. Создание «Союза трех императоров». Русско-турецкая война 18777 – 1878 гг., ее этапы, итоги, значение. М.Д.Скобелев. Внешняя политика России на Востоке.
Внутренняя и внешняя политика Александра III. Усиление консервативных тенденций во внутренней политике при Александре III. Судьба крестьянской, земской, судебной и военной реформ в правление Александра III.
Внешняя миротворческая политика Александра III. Сближение России и Франции в начале 1890-х гг.
Общественная мысль и общественное движение в 80 – 90-е гг. XIX в. Усиление влияния консервативных идей на правительственные круги. К.И.Победоносцев. Воздействие либеральных идей на земское движение. Народничество 1880 – 1890 гг. XIX в.
Возникновение рабочего движения. Проникновение марксизма в Россию. Г.В. Плеханов.
Экономическое развитие России во второй половине XIX в. Усиление роли государства в экономическом развитии страны. Завершение промышленного переворота. Новые промышленные районы и отрасли хозяйства. Промышленный подъем. Развитие транспорта, сельского хозяйства и торговли в пореформенной России. Противоречия в развитии экономики.
Социальное развитие России во второй половине XIX в. влияние реформ 60 – 70-х гг. XIX в. на социальные изменения в российском обществе. Усиление расслоения дворянства и крестьянства. Возрастание роли буржуазии в хозяйственной жизни страны. Промышленная и финансовая буржуазия. Рост численности рабочего класса и интеллигенции. Город и деревня во второй половине XIX в.: изменения в ценностях и образе жизни населения.
Национальный вопрос в политике Российской империи во второй половине XIX в. Завершение территориального роста Российской империи. Присоединение Казахстана и средней Азии. Влияние реформ 60 – 70-х гг. XIX в. на развитие национальных районов России. Общие черты и различия в национальной политике российского правительства в различных регионах страны. Противоречия имперской государственной политики и национального сознания народов России.
Культура России во второй половине XIX в. Политика в области просвещения. Развитие образования, науки и техники. Д.А Менделеев. И.М.Сеченов. П.Н.Яблочков. А.С.Попов. С.М.Соловьев. В.О.Ключевский.
Утверждение реализма в русской литературе и искусстве. Общественное и гуманистическое значение русской литературы. Ф.М.Достоевский, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.Н.Островский, Л.Н.Толстой. Демократическая направленность и жанровое разнообразие живописи передвижников. И.Н.Крамской, В.И.Суриков, И.И.Левитан, И.Е.Репин. Музыка. П.И.Чайковский. Демократические традиции в творчестве композиторов «Могучей кучки». М.П.Мусоргский. Развитие реализма в скульптуре. М.М.Антокольский, А.М.Опекушин. Поиски новых архитектурных стилей. Градостроительство. Реалистические традиции в театре. Развитие национальной оперы и балета.
Вклад русских деятелей науки и художественной культуры в мировое наследие.

РОССИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ ХХ В. 11 ЧАСОВ.
Российское государство и общество на пороге ХХ в. геополитическое положение России на карте мира. система государственной власти и управления в российской империи.
Уровень социально-экономического развития России. Многоукладность российской экономики. Промышленность и финансовые монополии. Сельское хозяйство. Интеграция России в мировую экономику.
Социальное развитие России на рубеже XIX – XX вв. Россия как многонациональная и многоконфессиональная держава. Основные сословия и их роль в жизни Российского государства. Классовое деление общества. Средние слои. Студенчество. Уровень и качество жизни населения.
Социальные противоречия и проблемы. Положение личности в системе социальных отношений страны. Российская интеллигенция.
Внутренняя политика российского правительства на рубеже XIX – XX вв. император Николай II. Преемственность политического курса. Сословно-классовая политика. Противостояние в правительстве по крестьянскому вопросу. В.К.Плеве. П.Д. Святополк-Мирский. Актуальность опыта сотрудничества власти и общества.
Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю.Витте. протекционизм. Российская экономика и мировой кризис 1900 – 1903 гг.
Национальная политика. Мероприятия правительства в области просвещения. Русская Православная Церковь на рубеже XIX – XXвв.
Внешнеполитическая деятельность правительства России в конце XIX – начале ХХ в. Русско-японская война. Внешняя политика России конца XIX начала ХХ в. причины и начало Русско-японской войны, планы сторон. Военные действия на море и на суше. Оборона Порт-Артура. Героизм российских офицеров и солдат. С.О.Макаров. Р.И.Кондратенко. Портсмутский мир. Причины и последствия поражения России в войне.
Общественно-политическое развитие России в начале ХХ в. Рабочее и крестьянское движении. Радикализация общества. Идейные платформы и организационное оформление революционных политических партий. В.И.Ленин. В.М.Чернов. Эсеровский политический террор. Земское движение. Д.Н.Шипов. Либеральное движение. П.Б.Струве. охранительно-монархическая идеология. Последствия отказа властей от диалога с обществом.
Россия в годы Первой революции (1905 – 1907). Причины и начало революции. Г.Гапон. Этапы и основные события революции. Манифест 17 октября 1905 г. Государство, общество и революция.
Становление многопартийности в стране. Программы и лидеры партий. А.И.Гучков. П.Н.Милюков. В.М.Пуришкевич. Значение опыта деятельности партий, провозглашавших свободу личности как наивысшую ценность.
Политика правительства в 1906 – 1907 гг. Реформирование системы исполнительной и законодательной власти. Начало парламентаризма в России. Деятельность I и II Государственной Думы. Основные партии и их лидеры. Взаимоотношения Думы и правительства. П.А. Столыпин. Новый избирательный закон. Итоги Первой революции в России.
Россия в 1906 – 1914 гг. Реформаторский курс П.А.Столыпина. мероприятия в национальной политике. «Рабочий вопрос». Понятие аграрных законов III Думой. Преобразования в области просвещения. Сущность, итоги столыпинских реформ и перспективы развития России. Важность опыта реформаторской деятельности в решении проблем модернизации страны. Убийство П.А.Столыпина. изменение правительственного курса. Нарастание оппозиционных настроений в обществе в 1912 – 1914 гг.
Россия в Первой мировой войне в 1914 – 1916 гг. Россия в системе международных отношений. Причины вступления России в Первую мировую войну. Боевые действия русской армии. А.А.Брусилов. Положение в тылу. Война и российское общество. Кризис власти в условиях мировой войны.
Культура России в начале ХХ в. Развитие научно-технической мысли. Российские ученые – Нобелевские лауреаты. Общественные науки.
Культурно-образовательный уровень населения. Книгоиздательская деятельность и периодическая печать. Коллекционеры и меценаты. Быт и нравы россиян в начале ХХ века. Разрушение традиционных ценностей и переосмысление общечеловеческих проблем.
Традиции русского реализма в литературе начала ХХ в. новаторство в литературе: символизм, футуризм. Влияние взглядов художественной элиты на общественную жизнь и вкусы российского общества. «Мир искусства». «Русские сезоны». Изобразительное искусство. Становление русского авангарда. Выдающиеся композиторы и исполнители. Театр в культурной жизни страны. Русский балет. Отечественный кинематограф. Архитектура. Усиление процесса интеграции в европейскую и мировую культуру.

3 РЕЗЕРВНЫХ ЧАСА ОТВОДЯТСЯ НА 3 КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ.

Основные понятия курса:

Геостратегическое положение, многонациональное государство, Российская империя, имперская государственная политика, политическое развитие, политическая реакция, реформа, думская монархия, национальная политика, военно-политические блоки, мировая война. Кризис власти.
Социальное развитие, социальная структура, сословия, социальные группы и классы, торговля, промышленная им финансовая буржуазия. Мещанство, рабочий класс, социальное расслоение, социальная политика, Образ жизни населения.
Идеология, общественное сознание, общественно-политическое движение, консервативное, либеральное, революционно-демократическое, социал-демократическое направления в русском общественно-политическом движении, декабризм, западничество, славянофильство, русский (общинный) социализм, марксизм.
Оппозиция, общественно-политические организации и политические партии, программа партии, «рабочий вопрос», агитация и пропаганда, политический террор, революция, многопартийность, гражданские права и свободы, парламентские фракции, черносотенное движение, национальные движения.
Экономическое развитие, экстенсивный и интенсивный пути развития экономики, технический прогресс, экономическая политика государства, многоукладность экономики, аграрный характер хозяйства, кризис крепостнической системы, промышленный переворот, индустриализация, модернизация, индустриальное общество, протекционизм, иностранный капитал, концентрация производства, монополии, финансовая олигархия, экономический кризис, промышленный подъем.
Мировые и национальные традиции в русской культуре. Демократические идеи в литературе и искусстве, благотворительность, религиозные ценности. художественные направления в российской культуре: классицизм, романтизм, реализм, модерн, декаданство, символизм, футуризм, авангардизм.

Учебно-тематический план.


урока Тема урока Основное содержание темы, термины и понятия Характеристика основных видов деятельности. Освоение предметных знаний Формируемые УУД Дата

План Факт
НОВАЯ ИСТОРИЯ. 26 ЧАСОВ.
ВВЕДЕНИЕ. 1 ЧАС.
1. Введение. Страны мира к началу XIX века. Экономическое, социально-политическое развитие стран Западной Европы и Востока в XIX веке. Характеристика индустриального общества. Сравнивать и находить отличия традиционного общества от общества индустриального. Познавательные:
 определять понятия, создавать обобщения, устраивать аналогии, классифицировать;
01.09
ГЛАВА 1. ЕВРОПА В ЭПОХУ НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА. 2 ЧАСА.
2. Франция: от Консульства к Первой империи. Характерные черты режима Консульства. Установление империи. Основные мероприятия Наполеона во внутренней политике.
Достижения в области культуры в эпоху Первой империи.
Понятия: префект, «дочерние республики», плебисцит, неоклассицизм. Определять характерные черты Консульства. Раскрывать сущность мероприятий Наполеона во внутренней политике. Работать с исторической картой.
Анализировать фрагмент законодательного акта.
Давать описание произведений искусства.  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 03.09
3. Наполеоновские войны и крушение наполеоновской империи. Войны Наполеона в Европе в 1805–1809 гг. Установление континентальной системы и её последствия. Наполеоновская Европа. Война Наполеона с Российской империей в 1812 г.
Крушение наполеоновской империи.
Понятия: коалиция, континентальная система, герилья.
Определять понятие «континентальная система». Показывать по карте ход военных действий и основные сражения. Устанавливать причины крушения наполеоновской империи.
На основе анализа картосхемы проектировать варианты развития международных отношений после 1815 г. в Европе.  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение. 08.09
ГЛАВА 2. ЕВРОПА ПОСЛЕ ВЕНСКОГО КОНГРЕССА. 4 ЧАСА.
4. Основные направления общественной мысли XIX в.
Либерализм.
Консерватизм.
Социализм.
Коммунизм и «научный социализм».
Понятия: либерализм,
Консерватизм,
социализм,
коммунизм, «научный социализм».
Давать характеристику направлений общественной мысли XIX в. Различать понятия «консерватизм», «либерализм», «социализм». Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 10.09
5. Великобритания в первой половине XIX в.
Вопрос о реформах в Великобритании в первой половине XIX в. Общественно-политическая
жизнь страны. Завершение промышленного переворота.
Колониальная и внешняя политика.
Понятия: промышленный переворот, чартизм. Выявлять причины реформ в Великобритании в первой половине XIX в. Объяснять причины чартистского движения и оценивать его значение. Устанавливать связь между внутренней и внешней политикой государства. Анализировать по памятке программу общественного движения.  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 15.09
6. Франция: от реставрации Бурбонов ко Второй республике.
Режим Реставрации.
Революция 1830 г. и Июльская монархия.
Февральская революция 1848 г. и Вторая республика во Франции.
Понятия: Июльская монархия. Давать характеристику политического режима (Реставрации). Сравнивать промышленный переворот в Великобритании и во Франции. Раскрывать причины революций 1830 г. и 1848 г. и их последствия. Сравнивать два исторических источника. Выявлять возможные альтернативы революциям: Июльской 1830 г. и Февральской 1848 г.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 17.09
7. Германский союз, Пруссия и Австрийская империя. Тестирование по теме: «Европа после Венского конгресса».
Германский союз. Пруссия и Австрийская империя в первой половине XIX в.
Революции 1848–1849 гг. в Пруссии, Австрийской империи и небольших германских государствах.
Понятия: гроссбауэры, система Меттерниха. Объяснять особенности социально-экономического развития германских государств и Австрийской империи. Устанавливать причинно-следственные связи между революциями в различных странах: Франции, Пруссии, Австрии. С помощью карты определять границы Германского союза. Составлять сравнительную таблицу «Европейские революции 1848–1849 гг.»  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 22.09
ГЛАВА 3. ЕВРОПА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. 8 ЧАСОВ.
8. Вторая империя во Франции в 1852–1870 гг.
Восстановление империи. Особенности экономического развития Второй империи. Внутренняя политика.
Характеристика внешнеполитического курса Второй империи.
Понятия: Священный союз, карбонарии, Восточный вопрос. Устанавливать причины восстановления во Франции императорской власти. Определять характерные черты развития Второй империи. Устанавливать связь между внутренней и внешней политикой.  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 24.09
9. Италия и Германия: создание объединённых государств.
Движение за национальное единство и независимость Италии. Объединение Италии.
Начало объединения Германии.
Создание Германской империи «железом и кровью». Используя памятку, давать характеристику государственного и общественного деятеля. Выявлять общее и особенное в историческом процессе: объединение Германии и Италии. Коммуникативные:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
29.09
10. Международное рабочее движение.
Положение рабочих в странах Западной Европы. Рабочие движения в странах Западной Европы.
Международное рабочее движение.
Понятия: 1-й Интернационал. Определять характерные черты рабочего движения в Западной Европе. Подводить итоги деятельности международной организации: Интернационала.  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 01.10
11. Австро-Венгрия.
Кризис Австрийской империи и её преобразование. Австрийская часть государства. Венгрия. Три столицы.
Внешняя политика Австро-Венгрии.
Показывать взаимосвязь между кризисом Австрийской империи и её преобразованием. Определять особенности внутреннего положения в австрийской и венгерской частях империи. Выявлять основные направления внешней политики Австро-Венгерской империи.  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
06.10
12. Второй рейх в Германии.
Империя Бисмарка. «Культуркампф» и борьба с социализмом. Империя Вильгельма II.
Внешняя и колониальная политика.
Понятия: социал-демократия. Определять характерные черты экономического развития Германии.
Раскрывать суть политики «культур кампфа» и причины успехов германской социал-демократии. Выявлять основные направления внешней политики Германской империи.  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 08.10
13. Третья республика во Франции.
Провозглашение республики. Парижская коммуна. Политическое развитие Третьей республики. Кризис Третьей республики. Экономическое развитие.
Внешняя и колониальная политика.
Понятия: оппортуанизм. Определять характерные черты политического развития страны: Третьей республики во Франции. Выявлять особенности экономического развития страны. Давать характеристику внешней политики Третьей республики во Франции. Личностные:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; 13.10
14. Британская империя: викторианская Англия.
Политическая жизнь викторианской Англии. Ирландский вопрос.
Рабочее движение и образование лейбористской партии.
Внешняя и колониальная политика. Объяснять изменения в экономической жизни Великобритании. Характеризовать деятельность лейбористской партии. Раскрывать влияние последствий реформ на общественные и политические отношения. Давать характеристику внешней политики.  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 15.10
15. Международные отношения в 20–70-х гг. XIX в. Тестирование по теме: «Европа во второй половине XIX — начале XX в.»
Священный союз и революции 20-х гг. XIX в. в Европе. Восточный вопрос в европейской политике в первой половине XIX в. Восточный кризис 1875–1878 гг. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Берлинский конгресс 1878 г.
Политика европейских государств на Среднем Востоке и в Северной Африке. Раскрывать роль Священного союза в международных отношениях. Объяснять сущность восточного вопроса в европейской политике XIX в.  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 20.10
ГЛАВА 4. ДВЕ АМЕРИКИ. 3 ЧАСА.
16. США в период от Войны за независимость до Гражданской войны.
США после Войны за независимость. Характерные черты развития Севера, Юга и Запада.
Гражданская война.
Понятия: «Доктрина Монро», аболиционизм. Различать характерные черты развития Севера, Юга и Запада США. Объяснять причины Гражданской войны и подводить её итоги. Выявлять возможные альтернативы Гражданской войне. Раскрывать содержание доктрины Монро. Познавательные:
 определять понятия, создавать обобщения, устраивать аналогии, классифицировать;
22.10
17. США в последней трети XIX — начале XX в.
Реконструкция. «Позолоченный век». Социальные движения последней трети XIX в. «Прогрессивная эра».
Внешняя политика США.
Понятия: реконструкция, монополии, панамериканизм, политика «открытых дверей». Характеризовать Гражданскую войну и Реконструкцию как «вторую Американскую революцию». Давать характеристику важнейших периодов в истории страны: «Позолоченный век», «Прогрессивная эра». Определять характерные черты рабочего движения в США.  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. 27.10
18. Страны Латинской Америки.
Начало борьбы за независимость в Латинской Америке. Война за независимость в Испанской Америке 1810–1826 гг. Страны Южной Америки после достижения независимости.
Мексика.
Понятия: креолы, Мексиканская революция. Объяснять причины войн за независимость в Латинской Америке. Устанавливать общие черты и особенности развития стран Латинской Америки после получения независимости. Д Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 29.10
ГЛАВА 5. СТРАНЫ ВОСТОКА. 3 ЧАСА.
19. Упадок Османской империи.
Борьба Египта за независимость. Танзимат — «благодетельные реформы». Углубление кризиса.
Младотурецкая революция и её последствия.
Понятия: Младотурецкая революция, пантюркизм, панисламизм, геноцид. Выявлять факты, свидетельствующие о распаде Османской империи в первой половине XIX в. Объяснять сущность политики танзимата и причины её неудачи. Раскрывать причины и оценивать последствия младотурецкой революции.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
10.11
20. Британская Индия.
Завершение завоевания Индии англичанами. Великое Индийское восстание 1857–1859 гг. Индия во второй половине XIX в.
«Пробуждение» Индии.
Понятия: сикхи, сипаи. Объяснять, почему англичанам удалось завоевать Индию. Выявлять причины поражения Великого Индийского восстания. Раскрывать двойственный характер политики Великобритании в Индии.  определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 12.11
21. Страны Дальнего Востока. Тестирование по теме: «Страны Востока».
«Открытие» Китая и Тайпинское восстание. Политика «самоусиления» и дальнейшее ослабление Китая.
«Боксёрское» восстание и Синьхайская революция в Китае. «Открытие» Японии и «Реставрация Мэйдзи». Превращение Японии в великую державу.
Понятия: Тайпинское восстание, ихэтуане, Синьхайская революция, сёгунат. Сравнивать «открытие» Китая и «открытие» Японии. Устанавливать отличительные черты Тайпинского восстания. Раскрывать сущность политики «самоусиления» в Китае и оценивать её последствия. Определять изменения в социально-экономической и политической жизни Японии после Реставрации Мэйдзи. Приводить факты, свидетельствующие о превращении Японии в великую державу Коммуникативные:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 17.11
ГЛАВА 6. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В XIX — НАЧАЛЕ XX В. 2 ЧАСА.
22. Развитие науки и техники.
Философия, гуманитарные и общественные дисциплины. Наука.
Техника.
Понятия: дарвинизм. Используя интернет-ресурсы, подготавливать сообщение о деятеле науки и техники, видеоряд о достижениях техники в XIX — начале XX в.  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 19.11
23. Литература и искусство.
Романтизм и реализм. Литература. Живопись.
Музыка.
Понятия: романтизм, реализм, импрессионизм. Раскрывать характерные черты художественных направлений: романтизма, реализма, импрессионизма.  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; 24.11
ГЛАВА 7. ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА. 2 ЧАСА.
24. Международные отношения в последней четверти XIX — начале XX в.
Формирование системы европейских союзов (1879–1893). Обострение международного соперничества на Дальнем Востоке в конце XIX — начале XX в.
Международное соперничество в Европе.
Понятия: Тройственный союз, Антанта.
Анализировать процесс формирования военно-политических блоков в Европе в конце XIX — начале XX в. Объяснять причины кризисов в международных отношениях в конце XIX — начале XX в. Составлять хронологическую таблицу. Извлекать информацию из карикатуры. Составлять развёрнутый план по разделу параграфа. Показывать по карте рост колониальных владений европейских государств и США с 1871 по 1914 г.  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 26.11
25. Первая мировая война.
Предпосылки и начало войны. Боевые действия в 1914–1915 гг. Сражения 1916 г. Заключительный период войны.
Итоги Первой мировой войны.
Раскрывать предпосылки Первой мировой войны и подводить её итоги. Давать оценку политики европейских государств накануне войны. Составлять хронологическую таблицу. Делать заключения, опираясь на статистическую таблицу. Личностные:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; 01.12
26. Итоговое обобщение «Характерные черты второго периода Нового времени». Итоговое тестирование. «Итоги и особенности развития стран Европы,
Азии и Америки к началу XX в. Характерные черты второго периода Нового
времени».  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. 03.12
ИСТОРИЯ РОССИИ XIX – НАЧАЛА XX В. 44 ЧАСА.
ГЛАВА 1. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. 17 ЧАСОВ.
27. Российская империя к началу XIX в.
Территория и население России к началу XIX в. Развитие сельского хозяйства и промышленности, торговли. Рост городов к началу XIX в.
Власть и управление в Российской империи на рубеже веков.
Знать основные черты развития Российской империи в начале XIX в. Познавательные:
 ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 08.12
28. Внутренняя политика Александра I.
Начало правления Александра I. Планы преобразований России. Реформы государственного устройства России. Аграрный вопрос.
Создание военных поселений.
Понятия: Негласный комитет, Государственный совет, министерства, военные поселения. Знать основные направления внутренней политики Александра I, их итоги. Какое влияние оказали преобразования на различные сословия российского общества.  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 10.12
29. Внешняя политика России.
Внешняя политика России накануне Отечественной войны. Силы и планы сторон накануне войны.
Знать основные направления политики Александра I и результаты на этих направлениях.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 15.12
30. Отечественная война 1812 г. Начало войны. Отступление русской армии. Бородинское сражение. Завершение Отечественной войны. Причины и значение победы России в Отечественной войне. Заграничные походы русской армии в 1813–1814 гг.
Венский конгресс. Возрастание роли России в европейской политике.
Понятия: народное ополчение, Священный союз. Знать причины, планы сторон, основные события, итоги и значение Отечественной войны 1812 г. Значение Венского конгресса.  определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 17.12
31. Общественная мысль России в первой четверти XIX в. Рост национального сознания российского общества в первой четверти XIX в. Взгляды в обществе на необходимость преобразований в России. Причины движения декабристов. Первые тайные организации.
Понятия: общественное движение, Союз спасения, Союз благоденствия. Знать основные проблемы российской действительности в первой четверти XIX в., которые привлекали внимание общественности. Первые тайные организации.  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 22.12
32. Декабристы. Тестирование по теме: «Россия в первой четверти XIX в.». Создание Южного и Северного обществ. Программы декабристов. Ход и итоги восстания декабристов. Значение движения декабристов.
Понятия: декабристы, агитация. Знать основные программы Южного и Северного обществ. Причины поражения и значение восстания декабристов.  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 24.12
33. Внутренняя политика Николая I.
Начало правления Николая I. Создание Свода законов Российской империи. Усиление политического надзора над российским обществом. Бюрократизация государственного аппарата при Николае I. Крестьянский вопрос в период правления Николая I.
Политика в области промышленности и финансов.
Понятия: политический сыск, цензура. Знать основные задачи и результаты их решения в правление Николая I. Коммуникативные:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
29.12
34. Общественная мысль и общественное движение в России во второй четверти XIX в.
Теория официальной народности. П.Я. Чаадаев о судьбе России. Славянофилы и западники. А.И. Герцен и В.Г. Белинский в русском общественном движении. Петрашевцы.
Понятия: Теория официальной народности, западники, славянофилы, разночинцы
. петрашевцы, консерватизм, социализм, революционно-демократическое течение. Знать общественно-политические течения; изучать общественно-политические знания на основе произведения общественно-политической мысли (С.С. Уваров об официальной народности); критически оценивать идеи и мнения (П.Я. Чаадаев).  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 12.01
35. Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Основные направления внешней политики Николая I. Знать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в.
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
14.01
36. Крымская война. Тестирование по теме: «Внутренняя и внешняя политика Николая I». Причины Крымской войны. Силы и планы сторон накануне войны. Первый этап войны: ноябрь 1853 — апрель 1854 г. Второй этап войны: апрель 1854 — февраль 1856 г. Итоги и причины поражения России в войне.
Историческое значение Крымской войны.
Понятия: «Восточный вопрос». Знать периодизацию войны, определять основные черты её этапов.
Анализировать документы международной политики. Заполнять синхронистическую таблицу.  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 19.01
37. Экономическое развитие России в первой половине XIX в.
Развитие сельского хозяйства. Развитие промышленности. Развитие транспорта. Особенности промышленного переворота в России в первой половине XIX в.
Развитие внутренней и внешней торговли.
Понятия: интенсивное, экстенсивное хозяйство, фабрики, отходничество, экспорт, импорт. Знать особенности промышленного переворота в России. Какие черты крепостнического хозяйства препятствовали развитию промышленности и торговли. Личностные:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; 21.01
38. Сословия в России в первой половине XIX в.
Дворянство. Духовенство.
Купечество. Мещанство.
Крестьянство.
Понятия: структура, мелкопоместные дворяне, гильдии. Знать социальное развитие страны; составлять план (памятку) для характеристики сословий; изучать тему на основе комплексного использования учебного текста, произведений общественной мысли, художественной литературы и изобразительного искусства.  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 26.01
39. Национальная политика государства в первой половине XIX в.
Народы Прибалтики. Народы Польши, Украины и Белоруссии в составе Российской империи. Россия и народы Кавказа.
Кавказская война. Знать основные черты, характеризующие национальную политику правящих кругов Российской империи.
Составлять хронологическую таблицу «Территориальный рост Российской империи» на основе данных карты.  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; 28.01
40. Российское образование и наука в первой половине XIX в.
Историческая обусловленность развития русской культуры в первой половине XIX в. Развитие образования в первой половине XIX в.
Развитие российской науки и техники в первой половине XIX в. Определять, что нового появилось в образовании и науке в первой половине XIХ в. Объяснять на примерах, в чем заключалась историческая обусловленность развития образования и науки.  воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 02.02
41. Литература, театр и музыка в первой половине
XIX в. Развитие литературы и журналистики. Развитие русской музыки.
Развитие русского театра.
Понятия: сентиментализм, романтизм, реализм, симфонизм. Знать художественные направления произведений культуры. Оценивать значение достижений XIX в. в наше время; применять знания о произведениях музыки и литературы. Давать характеристику исторической личности (писателя). Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 04.02
42. Изобразительное искусство и архитектура первой половины XIX в.
Развитие русской живописи. Развитие русской скульптуры.
Развитие русской архитектуры. Определять принадлежность памятников архитектуры и произведений изобразительного искусства к художественному стилю (направлению) и фиксировать свою работу в виде таблицы, давать обобщенную характеристику развития культуры в первой половине XIX в.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
09.02
43. Контрольная работа по теме: «Россия и мир в первой половине XIX в.»
Россия и мир: общие черты и особенности социально-экономического развития нашей страны в первой половине XIX в. Роль России в международных отношениях первой половины XIX в. Причины стабильности государственной власти в России в период революционных потрясений в мире в первой половине XIX в. Сущность российского самодержавия.
Вклад деятелей российской науки, литературы и искусства в мировую культуру. Знать особенности экономического, социально-политического развития России в первой половине XIX в. Знать основные понятия, события периода, исторические личности. Устанавливать причинно-следственные связи.  определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 11.02
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. (14 ЧАСОВ)
44. Россия накануне отмены крепостного права.
Источники по изучению истории России второй половины XIX в. Начало правления Александра II. Причины отмены крепостного права в России. Применять знания для анализа произведения общественно-политической мысли («Записки» К.Д. Кавелина).
Составлять тезисы источника («Записки»); устанавливать причинно-следственные связи между фактами. Познавательные:
 определять понятия, создавать обобщения, устраивать аналогии, классифицировать; 16.02
45. Отмена крепостного права в России.
Подготовка крестьянской реформы. Личное освобождение крестьян. Наделение крестьян землёй и её выкуп. Организация крестьянского самоуправления.
Итоги и значение крестьянской реформы 1861 г. Знать основные положения Крестьянской реформы. Итоги и значение крестьянской реформы 1861 г.  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 18.02
46. Реформы 60–70-х гг. XIX в.
Реформы местного управления. Судебная реформа. Военная реформа. Проекты преобразований и реформы в других областях жизни страны.
Значение реформ. Знать причины и основные положения государственных преобразований. Давать оценку государственных мероприятий (реформ).  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение. 25.02
47. Общественное движение в России в 60–70-х гг. XIX в.
Либеральные и консервативные течения. Развитие революционного движения. Революционное народничество 70-х гг. XIX в.
Сравнивать и анализировать различные общественно-политические взгляды революционного направления. Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения; 01.03
48. Внешняя политика России в 60–70-х гг. ХIХ в. Тестирование по теме: «Россия в правление Александра II».
Россия и Европа в 1860–1870-х гг. ХIХ в. Русско-турецкая война 1877–1878 гг. Внешняя политика России на Востоке. Выявлять связь между внутренней и внешней политикой Александра II. Описывать отношения России и Европы в 60 – 70-х XIX в. составлять рассказ о причинах, основных событиях и итогах Русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг.  ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 03.03
49. Внутренняя и внешняя политика Александра III.
Начало правления Александра III. Внутренняя политика Александра III.
Внешняя политика России в правление Александра III. Знать основные мероприятия Александра III во внутренней и внешней политике. Сравнивать внутреннюю политику Александра II и Александра III, выявлять ее преемственность и различия.  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 10.03
50. Общественное движение в 80–90-х гг. XIX в.
Российский консерватизм. Либеральное движение. Народничество 1880–1890-х гг.
Возникновение рабочего движения и распространение марксизма в России. Знать программы общественно-политических организаций. Сравнивать общественно-политические течения в России и в зарубежных странах. Давать обобщённую характеристику общественно-политических течений.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 15.03
51. Экономическое развитие России в 60–90-х гг. XIX в.
Развитие промышленности. Развитие сельского хозяйства.
Развитие транспорта и торговли. Итоги развития экономики России к концу XIX в. Устанавливать связь между социально-политическими преобразованиями в стране и её экономическим развитием.  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 17.03
52. Социальное развитие России во второй половине XIX в.
Расслоение крестьянства. Дворянское сословие. Складывание потомственного пролетариата. Возрастание роли русской буржуазии в жизни страны. Развитие русской интеллигенции как социальной группы общества. Определять новые явления и процессы в социальной жизни общества. Давать характеристику сословий российского общества. Устанавливать связи между политическим, экономическим и социальным развитием страны. Коммуникативные:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
22.03
53. Национальная политика России во второй половине XIX в. Присоединение Средней Азии. Тестирование по теме: «Социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в.»
Национальная политика России в Польше, на Украине и в Белоруссии. Национальная политика России в Финляндии, Прибалтике и на Кавказе. Национальная политика России в Поволжье, Сибири и других регионах. Присоединение к России Казахстана и Средней Азии. Особенности национальной политики России. Определять общие черты и особенности развития различных национальных районов России. Определять причины различий в политике государства в национальных районах России.  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 24.03
54. Развитие российского образования и науки во второй половине XIX в.
Историческая обусловленность развития русской культуры во второй половине XIX в. Российское образование во второй половине XIX в.
Развитие науки и техники во второй половине XIX в. Значение открытий русских учёных второй половины XIX в. Определять историческую обусловленность развития культуры. Сравнивать взгляды историков на историю России (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский).  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; 05.04
55. Развитие русской литературы, театра и музыки.
Развитие русской литературы. Музыка. Театральное искусство.
Значение русской литературы и музыки второй половины XIX в. Определять тенденции в развитии русской литературы и музыки. Уметь анализировать художественные произведения.  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
 развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 07.04
56. Русское изобразительное искусство и архитектура.
Русская живопись второй половины XIX в. Передвижники. Скульптура.
Архитектура. Значение русской художественной культуры второй половины XIX в. Знать основные направления в искусстве. Определять историческое место российской культуры в мировом наследии. Личностные:
 осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 12.04
57. Контрольная работа по теме: «Российская империя во второй половине XIX в.» Россия и мир: общие черты и особенности социально-экономического развития нашей страны во второй половине XIX в.
Роль России в международных отношениях второй половины XIX в. Знать особенности экономического, социально-политического развития России во второй половине XIX в. Знать основные понятия, события периода, исторические личности. Устанавливать причинно-следственные связи.  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. 14.04
ГЛАВА 3. РОССИЯ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX В. (13 ЧАСОВ).
58. Российское государство и общество на пороге XX в.
Задачи и особенности модернизации страны. Территория России к началу XX в. Население и управление империей. Экономическое развитие. Социальная структура, положение основных групп населения. Определять особенности состава населения Российской империи к началу ХХ в., хозяйственные уклады в экономике России рубежа XIX – XX в. Знать особенности политического строя Российской империи. Познавательные:
 определять понятия, создавать обобщения, устраивать аналогии, классифицировать; 19.04
59. Внутренняя политика России на рубеже XIX–XX вв.
Политический курс Николая II. Экономическая политика.
Социальная политика правительства. Определять особенности экономической модернизации России, ее политических и социальных последствий для страны. Давать характеристику исторического деятеля.  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 21.04
60. Внешняя политика России в конце XIX — начале XX в. Русско-японская война.
Основные направления внешней политики.
Русско-японская война 1904–1905 гг.: планы сторон, основные сражения.
Портсмутский мир. Воздействие войны на общественную и политическую жизнь страны Устанавливать причины военных конфликтов; выявлять отношение к войне представителей различных социальных групп. Комментировать государственный документ (мирный договор) и формулировать его основные положения. Самостоятельно находить, систематизировать и излагать дополнительную информацию по изучаемой теме, заполнять таблицу.  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение. 26.04
61. Общественно-политическое развитие России в начале XX в. Тестирование по теме: «Россия в начале XX в».
Общественно-политическая ситуация в России в начале XX в. Социалистические партии. Либеральное движение. Правительственный лагерь. Давать сравнительный анализ общественно-политических взглядов, в том числе на основе анализа фрагментов программ политических партий.
Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения;
 ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
28.04

62. Первая революция в России (1905–1907).
Причины и начало Первой революции в России. Ход революции в России.
Знать причины, ход событий, итоги и значение революции. Указать главные идеи Манифеста.  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 05.05

63. Становление многопартийности в России. Становление многопартийности. Деятельность Государственной думы (1906–1907).
Итоги революции в России Определять общие и различные черты программных требований политических партий России начала ХХ в.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; 10.05

64. Россия в 1906–1914 гг.
III Государственная дума. Правительственная программа П.А. Столыпина. Цели, основные мероприятия, итоги и значение аграрной реформы.
Экономическое развитие России в 1912–1914 гг. Политическая и общественная жизнь страны в 1912–1914 гг. Знать, какие идеи закладывали в свои реформы Витте и Столыпин; в чем различие взглядов и действий реформаторов. Цели, основные мероприятия, итоги и значение аграрной реформы П.А.Столыпина. Основные итоги деятельности Государственной Думы.  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 12.05

65. Участие России в Первой мировой войне в 1914–1916 гг.
Причины и характер Первой мировой войны, её начало. Знать какие цели преследовала Россия, вступая в Первую мировую войну, насколько Россия была готова к войне. Знать основные события первого года войны. Коммуникативные:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
17.05
66. Военные действия в Восточном фронте в 1915 – 1916 гг. Участие России в мировой войне в 1914–1916 гг.: Восточный фронт. Человек на фронте и в тылу. Отношение к войне в обществе. Нарастание оппозиционных настроений. Знать основные события войны в 1915 – 1916 гг., отношение народа и партий к войне.  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности. 19.05

67. Контрольная работа по теме: «Россия в конце XIX — начале XX в.» Россия в системе международных отношений начала ХХ века. Причины и итоги Первой русской революции. Становление многопартийности в России. Знать основные события, деятелей эпохи. Группировать имена исторических деятелей по заданным признакам. Систематизировать понятия. Личностные:
 осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 24.05

68. Наука и образование России в начале XX в.
Открытия российских учёных в науке и технике. Российская философия: поиски общественного идеала. Первые шаги российского кинематографа.
Знать основные достижения российских ученых начала ХХ в. , особенности быта населения.  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. 26.05

69. Художественная культура в начале XX в.
Развитие литературы: от реализма к модернизму.
Изобразительное искусство: традиции реализма, авангардизм.
Архитектура. Скульптура. Театр: традиции и новаторство. Русский балет.
Российская культура начала XX в. как часть мировой культуры Знать основные художественные направления, стили в культуре в начале ХХ века. Какие противоречия сохранялись в развитии культуры России на грани веков. 27.05
70. Итоговое обобщение. Основные понятия курса. Знать основные события, деятелей эпохи. Группировать имена исторических деятелей по заданным признакам. Систематизировать понятия.
31.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. История: программа: 5-9 классы/ Т.П. Андреевская, О.Н. Журавлева, А.Н. Майков. – М. : Вентана-Граф, 2013. – 256 с.
2. Н.Н.Лазукова, О.Н.Журавлева, И.М. Лебедева «История России» 8 класс: учебник для учащихся образовательных организаций/ Н.Н.Лазукова, О.Н.Журавлева; под ред. Р.Ш.Ганелина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 352 с.
3. В.В.Носков, Т.П.Андреевская «Всеобщая история» 8 класс. – М.: Вентана-Граф. 2014.
4. Контрольно-измерительные материалы. История России. 8 класс. В двух частях./ сост. К.В. Волкова. – М.: ВАКО, 2010. – 112 с.
5. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
6. Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе. Уроки истории нового поколения. – Ростов н/Д: «Феникс», 2005. – 128 с.
7. Гумилев Л.Н. От Руси до России. М.: АСТ, 2006. – 560 с.
8. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М.: Эксмо, 2008. – 912 с.
9. Платонов С.Ф.. Учебник русской истории. М.: Панорама, 2001. – 466 с.
10. Соловьев С.М. Курс Новой истории. М.: Астрель. 2003. – 544 с.
11. Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.2. Международные отношения в 1648-1918 гг. / сост. Д.В. Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. – 290 с.
12. «Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней» / Под ред. А.С. Орлова и др. М., 2006. – 426 с.

Планируемые результаты обучения.
В результате изучения курса ученик должен:
• характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи в XIX в., ее социально-экономическое развитие;
• приводить и обосновывать оценку деятельности российских реформаторов XIX в.;
• используя историческую карту, рассказывать об основных событиях войн XIX в.;
• приводить и обосновывать оценку роли России в европейской политике в XIX в.;
• характеризовать историческую личность и ее деятельность;
• анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различное;
• сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты;
• описывать памятники культуры, выявляя их художественные особенности и достоинства;
• приводить оценки характера и значения реформ 1860 – 1870-х гг.;
• характеризовать экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической картой;
• раскрывать, в чем заключались изменения в социальной структуре российского общества в последней трети XIX в.;
• раскрывать существенные черты идеологии консерватизма, либерализма, радикального общественного движения;
• давать характеристику участников народнического движения;
• раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в.;
• показывать по карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в.;
• систематизировать и обобщать исторический материал;
• высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей;
• характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории;
• анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты:
а) экономического и социального развития России и других стран Нового времени;
б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.);
в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»);
г) представлений о мире и общественных ценностях;
д) художественной культуры Нового времени;
• объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействии между народами и др.);
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чём заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.

Лист корректировки рабочей программы.

Дата Причина корректировки Что скорректировано Зам.директора по УВР

ИСТОРИЯ 8 КЛ


Просмотров страницы: 1 155


Оставить комментарий

- - -
Все в руках Господа, и только История ускользнула из-под Его контроля.
-Збигнев Ежина-