Вы просматриваете: Главная > Рабочие программы по истории > Рабочая программа по истории для 5 класса

Рабочая программа по истории для 5 класса

Пояснительная записка.

Рабочая программа по предмету «История» составлена для обучающихся 5 б класса МОУ СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области, и предусматривает изучение двух курсов: «Введение в историю», и курс «История Древнего мира».
Рабочая программа линии УМК «История» (5 – 9 классы) для основной школы Издательского центра «Вентана-Граф» составлена на основе:
 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, 2010;
 Примерной программы общего образования Министерства образования РФ, 2011;
 Авторской программы Т.П.Андреевской, О.Н.Журавлевой, А.Н.Майкова. «История: 5 – 9 классы», М.: Вентана-Граф, 2013.
 Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ предметов (курсов) в МОУ «СОШ № 2 г. Ртищево Саратовской области».
Учебники:
1. А.Н.Майков «Введение в историю». 5 класс. Москва. Вентана-Граф 2012 г.
2. Т.П.Андреевская, М.В.Белкин, Э.В.Ванина. «История Древнего мира» 5 класс. Москва. Вентана-Граф 2012 г.
Важность изучения в школе предмета «История» обусловлена его познавательными и мировоззренческими свойствами. В процессе освоения предмета закладываются основы знаний об историческом пути человечества, об особенностях развития российской цивилизации, формируются представления о многообразии окружающего мира и о месте в нем нашей страны, толерантное сознание и поведение.

Главная цель изучения истории в школе – образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих личностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.

Задачи изучения истории в основной школе:
• формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
• овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
• воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
• развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципам историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
• формирование у школьников применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Школьный предмет «История» относится к общественно-научным (социальным) дисциплинам. Он состоит из двух самостоятельных курсов – «Всеобщая история» и «История России». Оба курса имеют концентрическое построение и изучаются в 5 – 9 классах синхронно-последовательно. Программы курсов предусматривают систематическое изучение истории с древнейших времен да начала XXI в. Комплексный подход к отбору учебного материала позволяет включить в него наиболее важные в познавательном и воспитательном отношении факты и понятия и обеспечить всестороннее освещение исторического процесса. Группировка учебного материала в курсе «Всеобщая история» осуществляется по регионально-страноведческому принципу, а в курсе «история России» – по хронологическо-тематическому. Прослеживается единство стержневых содержательных линий (географическая среда, хозяйственная деятельность, социально-политические отношения, культурное развитие), что дает возможность обобщать, сравнивать и систематизировать знания по предмету. При этом максимально учитываются возрастные особенности и познавательные возможности учащихся. Специфика курсов и необходимость достижения общих целей основного общего образования.
Содержание курсов нацелено на формирование на основе гуманитарных и демократических ценностей мировоззрения учащихся. Способствует их самоидентификации и консолидации. Объективистский подход к освещению исторических событий дополняется знакомством с элементами историографического знания, основными научными (методологическими) подходами, взглядами и оценками. Тем самым создаются условия для приобретения школьниками опыта формулирования самостоятельных оценочных суждений, необходимого для закрепления ценностного отношения к социальному и культурному наследию человечества.
В 5 классе начинается знакомство с историей с вводного пропедевтического курса, рассказывающего о предмете и задачах исторической науки, целях изучения истории, видах исторических источников и т. п. при этом особое внимание обращается на дальнейшее формирование необходимых в процессе изучения истории умений: речевых, хронологических, пространственно-географических. При изучении истории в 5 классе происходит знакомство учащихся с первоначальным этапом развитии человеческого общества. Программа курса охватывает период от древности до падения Западной Римской империи. Учебный курс дает возможность проследить роль древних цивилизаций в складывании основ современного мира.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Программа линии УМК Издательского центра «Вентана-Граф» разработана в соответствии с учебным планом для основного общего образования. История в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Всего на ее изучение отводится 385 учебных часов. Из них на 5, 6, 7 и 8 классы приходится по 70 часов (2 часа в неделю), а в 9 классе – 105 часов (3 часа в неделю).
В 5 классе на курс отводится 70 часов в год, 2 часа в неделю из обязательной части предметной области «Общественно-научных предметов».

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Личностными результатами обучения по предмету «История» являются:
• осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
• освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
• осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
• понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
• способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
• владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
• способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
• готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

Предметные результаты изучения истории включают:
• овладение целостными представлениями об историческом пути народов страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
• способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
• умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
• расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
• готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
• знание хронологии, работа с хронологией;
• знание исторических фактов, работа с фактами;
• работа с историческими источниками;
• описание (реконструкция);
• анализ (объяснение);
• работа с версиями, оценками.
Данная программа будет реализована за 1 год, (2015-2016 учебный год).
Курс «Введение в историю» рассчитан на 10 часов из расчета 2 часа в неделю. Курс «История Древнего мира» рассчитан на 60 часов, в том числе 5 контрольных работ, 3 теста.

Содержание тем учебного курса «Введение в историю».
(10 часов)
ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ. 9 ЧАСОВ.
Историческая память народа. Что изучает наука история. Исторические факты и события. Источники знаний о прошлом. Ход времени и способы его измерения. Летоисчисление (счет лет «до н.э.» и «н.э.»). Географические названия – свидетели прошлого. История в названиях улиц и городов. Историческая карта. Легенда карты. Исторические события. Причинные связи между событиями. Происхождение имен и фамилий. Генеалогия. Геральдика. Гербы, флаги, гимны, государств. Всеобщая история.

Основные понятия курса:
Историческая память, всемирная история, история России, Отечество, историческая наука, вспомогательные исторические дисциплины, исторический факт, историческое событие, летосчисление, хронология, дата, век, тысячелетие, период, исторический источник, архив, историческая карта, легенда карты, родословная (генеалогия), геральдика, устное народное творчество (фольклор), государственные символы, герб, гимн, знамя, флаг.

Содержание тем учебного курса «История Древнего мира».
(60 часов)
ПЕРВОБЫТНОСТЬ. 4 ЧАСА.
Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремёсел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.
ДРЕВНИЙ ВОСТОК. 15 ЧАСОВ.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

ДРЕВНЯЯ АЗИЯ.
Двуречье. Природные условия и население. Шумер. Города-государства. Хозяйственная жизнь. Древний Аккад.
Вавилонское царство. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство. Хозяйство и быт. Традиции.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремёсел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.
Древняя Палестина. Местоположение. Природа. Ветхий Завет об истории древних евреев. Моисей и его заповеди. Древнееврейское царство.
Древняя Персия. Возникновение Персидской державы. Завоевательные походы.
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединённого государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремёсел и торговли. Великий шёлковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. 17 ЧАСОВ.
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и её распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

ДРЕВНИЙ РИМ. 18 ЧАСОВ.
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.
Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.
От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ.1 ЧАС.
6 РЕЗЕРВНЫХ ЧАСОВ ОТВОДЯТСЯ НА 5 КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ, 1 ПОВТОРИТЕЛЬНО-ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК.

Основные понятия курса:
Эпоха первобытности, Древний Восток, Античность. Человеческое стадо (праобщина), род, племя, родовая община, соседская община, дань, государство, налог, повинности, закон, фараон, династия, провинция, полис, народное собрание, демократия, реформа, тирания, республика, империя, колонизация, колонии, метрополии. Социальное неравенство, знать, аристократы, демос, гражданин, раб, патриции, плебеи, народный трибун, консул, гражданская война, диктатор, фаланга, легион, колон, варвары. Хозяйственная деятельность, земледелие, ирригационная система, скотоводство, ремесло. Культура, философия, наука, религиозные верования, миф, религия, многобожие, единобожие, жрец, христианство, Библия, Ветхий Завет, Евангелие, буддизм, искусство, скульптура, архитектура, театр, ораторское искусство, письменность, быт и повседневная жизнь.

Учебно-тематический план.
№ урока Тема урока Основное содержание темы, термины и понятия Характеристика основных видов деятельности. Освоение предметных знаний Формируемые УУД Календарные сроки
План Факт
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ. 10 ЧАСОВ.
1. Что изучает история. Источники знаний о прошлом. История — наука о прошлом.
Как работают историки. Как гибнут памятники старины. Исторические источники. Группы источников. Архивы, музеи, библиотеки.
Понятия: история, стихийные бедствия, исторические источники, береста, папирус, архив, музей, документы. Работа с текстом учебника, иллюстрациями, схемой, словарем.
Усвоить понятие «история», понять, для чего она необходима людям. Иметь первоначальные представления о работе историков. Уметь пользоваться текстом учебника для подтверждения своих суждений. Усвоить, что целью работы историка является поиск правды, истины. Понимать, что история воспитывает уважение к традициям народа. Развивать умение классифицировать информацию, давать описание вещественных исторических источников. Формировать представление о систематизации в исторической науке на примере деления исторических источников на группы. Познавательные:
 определять понятия, создавать обобщения, устраивать аналогии, классифицировать;
03.09
2. Измерение времени. Хронология — порядок событий. Что называется датой. Мера времени — год. Точка отсчёта времени. Историческая хронология.
Понятия: хронология, дата, летосчисление, век, тысячелетие. Работа с иллюстрациями, лентой времени, решение задач на счет лет в истории. Работа с мерами времени: определение века, тысячелетия.
Понимать сущность порядка в исторической хронологии: все события выстраиваются по годам. Начать овладевать навыками работы с единицами измерения времени: определять век, тысячелетие, если известен, год, когда произошло событие. Понимать методы современного летосчисления: счёт лет нашей эры и до нашей эры. Ознакомление с особенностями измерения времени у разных народов.  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; 07.09
3. Историческая карта. Прошлое на карте. История на плане.
Понятия: историческая карта, легенда карты, план, контурная карта. Работа с различными видами исторических карт, вариантами планов городов, мест сражений.
Понимать какую информацию несет историческая карта. Читать легенду карты, описывать события, изображенные на исторической карте. Работать с картой, планом, контурной картой.  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение. 10.09
4. Археология – помощница историков. Что изучает археология.
Как работают археологи.
Понятия: археология, могильник. Работа с иллюстрациями, отражающими работу археологов, с археологическими находками.
Объяснять необходимость труда археологов для познания исторического прошлого. Понять, в чём вред раскопок, проводимых случайными людьми. Учиться использовать текст и иллюстрации учебника во время беседы. Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 14.09
5. Наука о народах, наука о прошлом.
Что изучает этнография. Преданья старины глубокой.
История в песне.
Понятия: этнография, утварь, этнографический музей, сказания, мифы, былины. Работа с иллюстрациями, изображающими одежду, жилища, предметы быта. Знать определение этнографии. Знать область исследования этнографов. На основе наблюдений и с помощью иллюстраций составлять рассказ о жизни, традициях и обычаях народов. Анализировать сказания, мифы, песни с исторической точки зрения.  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 17.09
6. Знать своих предков – знать свою историю. Что значит родословие. Из истории имён. Отчество. История в фамилиях.
Понятия: родословная, генеалогия.
Работа с генеалогической таблицей, сборниками, разъясняющими значение имен. Понимать, что история семьи, происхождения имени, географических названий — всё это важные составляющие, из которых складывается историческая память человека. Составлять генеалогическую таблицу, рассказывать о своей семье и своих предках.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 21.09
7. Географические названия – свидетели прошлого. Всё имеет название. Как возникают названия. Названия стран мира. Работа с краеведческим материалом.
Знать откуда получили названия географические объекты. По названию города, страны определять откуда произошло его название, определять чем занимались люди в данной местности.  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 24.09
8. О чём могут поведать герб, флаг и гимн. О прошлом рассказывают гербы. Знамя и флаг сопровождают историю. Песнь во славу Отечества. Государственные символы гимн Российской Федерации.
Понятия: герб, флаг, гимн, геральдика, знамя. Работа с иллюстрациями, таблицей «Формы гербовых щитов», текстом и музыкой гимнов.
Понимать значение символики в жизни людей, а также какую информацию она может скрывать. Понимать, что уважение к государственным символам — одна из нравственных и социальных установок любого общества. Уметь объяснять, что такое герб, флаг, знамя и гимн. Видеть взаимосвязь между изменением государственного строя и появлением новых государственных символов. Использовать текст учебника как источник исторической информации.
Овладевать навыком сравнения, умением самостоятельно делать описания.  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 28.09
9. Как работать с учебными материалами по истории. Порядок изучения истории. Как работать с учебником. Работа с иллюстрациями учебника. Работа с репродукциями картин, картами, таблицей «Периоды в истории», с памятками, текстом учебника.
Усвоить, что означают понятия «периоды истории», «курсы истории».
Понять особенность работы с иллюстрациями в учебнике.
. Коммуникативные:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
01.10
10. Контрольная работа по теме: «Введение в историю».
Знать вспомогательные исторические науки. Пользоваться текстом учебника, дополнительными материалам при описании объектов.  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
05.10
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА. 60 ЧАСОВ.
ГЛАВА 1. У ИСТОКОВ ИСТОРИИ. 5 ЧАСОВ.
11. Возникновение человека. Древнейшие предки человека.
Орудия труда. Занятия и жилища. Овладение огнём. Работа с картой «Расселение людей в Восточном полушарии в 10 – 4- м тысячелетии до н.э.», иллюстрациями, текстом учебника.
Устанавливать отличие человека от животных. Определять по карте места расселения древнейших людей. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника.  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
08.10
12. Появление человека современного типа. Неандертальцы. Современный человек. Изобретение лука и стрел. Род и племя.
Понятия: неандерталец, кроманьонец, родовая община, племя. Работа с текстом учебника, иллюстрациями, составление таблицы.
Раскрывать роль орудий труда и коллективной деятельности в развитии человека. Объяснять понятия «род», «родовая община», «племя». Давать описание иллюстрации.
Сравнивать по иллюстрации предметы материальной культуры (орудия труда).  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 12.10
13. Зарождение религиозных верований. Знания первобытных людей. Представления об окружающем мире. Зарождение примитивных религиозных верований. Первобытное искусство.
Понятия: миф, живопись. Работа с иллюстрациями и дополнительным материалом.
Определять предпосылки зарождения примитивных религиозных верований. Раскрывать взаимосвязь первобытного искусства и религиозных верований. Объяснять значение терминов «скульптура», «обряд», «магия», «миф». Личностные:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; 15.10
14. Человечество на пути к новому обществу. Первые земледельцы и скотоводы. Изобретение ткацкого станка и керамики. Соседская община. Наступление века металлов. Появление нового общества.
Понятия: неолитическая революция, соседская община. Работа со схемой «Родовая и соседская община».
Характеризовать основные занятия древнейших людей. С помощью схемы определять, в чём заключалось отличие родовой общины от соседской. Уметь находить в них общие черты.  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 19.10
15. Повторительно-обобщающий урок по теме: «У истоков истории». Тестирование.
Возникновение человека. Появление человека современного типа. Зарождение религиозных верований. Человечество на пути к новому обществу. Знать основные периоды развития человека, какие факторы привели к становлению человека. Устанавливать причинно-следственные связи, составлять рассказ, анализировать.  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 22.10
РАЗДЕЛ II. ДРЕВНИЙ ВОСТОК. 16 ЧАСОВ.
ГЛАВА 2. ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ. 6 ЧАСОВ.
16. Образование государства в долине Нила. Природа Древнего Египта. Хозяйственная деятельность древних египтян. Образование государства Древний Египет.
Понятия: порог, долина, дельта, дамба, ирригация, ном. Работа с картой «Древний Египет», составление таблицы, работа с иллюстрациями, историческим источником.
Выявлять особенности природных условий Древнего Египта. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей.
Определять по исторической карте местоположение страны и виды деятельности населения. Извлекать информацию из источника. Познавательные:
 определять понятия, создавать обобщения, устраивать аналогии, классифицировать;
26.10
17. Религиозные верования в Древнем Египте. Боги Древнего Египта. Миф об Осирисе. Представления о загробном мире. Почитание животных.
Понятия: бальзамирование. Работа с иллюстрациями.
Раскрывать роль религиозных верований в жизни древних египтян. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Извлекать информацию из фрагмента источника.  самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. 29.10
18. Правитель Древнего Египта и его подданные. Фараон — правитель Древнего Египта. Пирамиды Древнего Египта.
Понятия: фараон. Работа с текстом учебника, иллюстрациями.
Характеризовать систему власти в Египте. Давать типологический портрет (фараона). Используя памятку, составлять рассказ на основе материала учебника. Определять роль различных групп населения в древнеегипетском обществе. Создавать собирательные портреты представителей различных социальных групп Древнего Египта. Используя памятку, составлять рассказ на основе материала и иллюстраций учебника о жителях Древнего Египта. Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 09.11
19. Повседневная жизнь древних египтян. Жилище. Одежда. Еда. Семья.
Праздники и развлечения древних египтян.
Понятия: жрецы, ритуалы, святилище, налоги, рабы. Работа с текстом учебника, иллюстрациями.
Раскрывать особенности повседневной жизни древних египтян. Составлять рассказ по тексту раздела параграфа и иллюстрациям из учебника.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
 определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 12.11
20. Культура Древнего Египта. Письменность. Научные знания. Образование. Искусство Древнего Египта.
Понятия: иероглифы, рельеф, архитектура. Работа с иллюстрациями.
Раскрывать достижения письменности и науки в Древнем Египте. Описывать по иллюстрациям знаменитые памятники культуры Древнего Египта. Составлять простой план по тексту раздела параграфа. Коммуникативные:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 16.11
21. Контрольная работа по теме: «Древний Египет». Природа Древнего Египта.
Хозяйственная деятельность древних египтян. Религиозные верования в Древнем Египте. Правитель Древнего Египта и его подданные.Культура Древнего Египта. Знать какую роль в жизни египтян играл Нил; знать как было организовано правление в Древнем Египте; повседневный быт, верования, особенности культуры. Описывать по карте географическое положение и природные условия Египта; составлять четкий рассказ о жизни египтян; опираясь на иллюстрации описывать достижения культуры Древнего Египта.  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
19.11
ГЛАВА 3. ДРЕВНЯЯ АЗИЯ. 10 ЧАСОВ.
22. Шумер и Аккад.
Природные условия и занятия населения. Шумеры. Шумерская культура. Аккад. Поэма о Гильгамеше.
Понятия: зиккурат, клинопись. Работа с картой «Древнейшие государства Месопотамии».
Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Извлекать информацию из источника литературного характера.  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
23.11
23. Древний Вавилон. Вавилонское царство при царе Хаммурапи. Религиозные верования вавилонян. Чудеса Вавилона.
Понятия: свод законов. Работа с источником «Законы царя Хаммурапи».
Характеризовать Вавилонское царство при царе Хаммурапи. Выявлять особенности религиозных верований вавилонян. Извлекать информацию из источника государственного характера. Раскрывать особенности памятников культуры Вавилона, используя иллюстрации из учебника.  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 26.11
24. Ассирийская держава.
Местоположение и природные условия. Ассирийское войско. Отношение ассирийцев к населению покорённых областей и стран. Падение Ассирии.
Понятия: дань. Работа с картой «Ассирийская держава», иллюстрациями.
Устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей. Раскрывать причины военных успехов Ассирии и распада Ассирийской державы. Личностные:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; 30.11
25. Финикия. Природные условия и хозяйственная деятельность. Первые мореплаватели. Изобретения финикийцев.
Понятия: колонии, метрополия. Работа с картой «Финикия».
Рассказывать на основе исторической карты о хозяйственной жизни страны.
Характеризовать изобретения финикийцев. Извлекать информацию из источника литературного характера (миф). осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества. 03.12
26. Древняя Палестина. Природные условия. Ветхий Завет. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство.
Работа с картой «Древнееврейское царство», иллюстрациями, дополнительным материалом.
Определять по карте границы древних государств. Раскрывать особенности природных условий Палестины. Составлять простой план по разделу параграфа. Извлекать информацию из источника литературного характера (миф). Познавательные:
 определять понятия, создавать обобщения, устраивать аналогии, классифицировать;
07.12
27. Древняя Персия. Создание Персидской державы. Персидская держава при Дарии I. Персидская армия.
Религиозные верования персов.
Понятия: сатрапии. Работа с картой «Персидская держава», схемой «Управление сатрапией», текстом учебника.
Раскрывать причины военных успехов Персии. Давать пояснения к схеме «Управление сатрапией». Сравнивать ассирийскую и персидскую армию. Извлекать информацию из фрагмента сочинения историка.
 самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы. 10.12
28. Древняя Индия.
Местоположение и природа. Древнейший период в истории Индии. Арии. Возникновение варн. Знаменитые поэмы Древней Индии.
Понятия: варны, арии, касты. Работа с картой «Древняя Индия», текстом учебника, иллюстрациями.
Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Выявлять особенности хозяйственной жизни Древней Индии. Раскрывать суть варного и кастового деления общества в Индии. Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 14.12
29. Религиозные верования и повседневная жизнь в Древней Индии. Индуизм. Учение Будды. Повседневная жизнь в Древней Индии.
Понятия: карма, буддизм. Работа с текстом учебника, иллюстрациями.
Выявлять особенности образа жизни в Древней Индии. Определять общие черты в религиозных верованиях древних народов и указывать особенности индуизма. Извлекать информацию из изречений религиозного деятеля.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
 определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 17.12
30. Древний Китай. Местоположение и природные условия. Образование единого Китайского царства. Правление династии Цинь. Конфуций — самый знаменитый мудрец Древнего Китая. Открытия и изобретения древних китайцев.
Понятия: Работа с картой «Древний Китай», иллюстрациями, текстом учебника.
. Сравнивать природные условия древних цивилизаций. Раскрывать особенности хозяйственной жизни и образа жизни в Древнем Китае. Характеризовать открытия и изобретения древних китайцев. Личностные:
 усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей. 21.12
31. Контрольная работа по теме: «Древняя Азия».
Шумер и Аккад. Древний Вавилон. Ассирийская держава. Финикия. Древняя Палестина. Древняя Персия. Древняя Индия. Китай. Знать основные вехи в истории азиатских стран. Определять общее и особенное в развитии государств Древнего Востока. Извлекать информацию из фрагментов письменных источников разных типов: древние законы, мифы, летописи, труды древних историков. Познавательные:
 определять понятия, создавать обобщения, устраивать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи; 24.12
РАЗДЕЛ III. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. 18 ЧАСОВ.
ГЛАВА 4. ДРЕВНЕЙШАЯ ГРЕЦИЯ. 18 ЧАСОВ.
32. Природа Греции и занятия древних греков. Балканский полуостров, его природа. Занятия древних греков. Древние греки и море. Работа с картой «Древняя Греция», иллюстрациями, составление таблицы.
Раскрывать особенности природы Балканского полуострова. Характеризовать занятия древних греков. Показывать по карте местоположение древнейших государств. Извлекать информацию из адаптированных текстов «Илиады» и «Одиссеи».  строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 28.12
33. Древнейшие государства Греции: Крит и Микены. Критское государство — древнейшее государство в Европе. Греческие мифы как исторический источник, повествующий о жизни людей на Крите и в Микенах. Древние Микены.
Понятия: мифы, ахейцы, дорийцы. Работа с текстом учебника, мифами, иллюстрациями.
Различать мифологическую и историческую информацию о древнейших государствах Греции. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков.  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение. 11.01
34. Верования древних греков. «Илиада» и «Одиссея»: правда или вымысел. Греческие боги. Религиозные церемонии. Боги и люди. Древние певцы и сказители. Гомер.
Основное содержание поэм «Илиада» и «Одиссея». Работа с текстом учебника, иллюстрациями.
Сравнивать по заданным параметрам верования народов Древнего Востока и древних греков. Извлекать информацию из фрагмента мифа.
Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 14.01
35. Греческий полис – город-государство. Великая греческая колонизация. Полис и его жители. Развитие ремесла и земледелия. Великая греческая колонизация и её значение.
Понятия: аристократия, полис, метрополия, колонизация. Работа с картой «Великая греческая колонизация», иллюстрациями, текстом учебника.
Объяснять понятия «аристократия», «демос», «метрополия», «колония». Раскрывать причины колонизации и её роль в жизни греческих полисов. Показывать по карте территории, колонизированные греками.  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 18.01
36. Законодатели в жизни Афин. Первый законодатель Афин — Драконт. Реформы Солона. Значение реформ для жизни Афинского полиса. Тирания в Афинах.
Понятия: реформа, архонт, народное собрание, демократия, тирания, тиран. Работа с историческим источником, текстом учебника.
Раскрывать причины и последствия реформ Солона. Объяснять понятия «реформа», «Народное собрание», «демократия», «тирания». Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности.  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 21.01
37. Спарта. Тестирование «Древнейшие государства Греции». Спарта и её жители. Ликург и его законы. Воспитание спартанцев.
Понятия: илоты. Работа с текстом учебника. Сравнивать по заданным параметрам государственное устройство Афин и Спарты. Определять особенность спартанских законов. Коммуникативные:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 25.01
38. Начало Греко-персидских войн. Сражение при Марафоне. Причины войн и их начало. Марафонское сражение. Понятия: варвары.
Работа с картой «Греко-персидские войны».
Раскрывать причины греко-персидских войн и победы в них греков. Составлять хронологическую таблицу. Извлекать информацию из источника литературного характера. Рассказывать о ходе битвы, используя схему.  умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; 28.01
39. Фермопильская битва. Саламинское сражение. Строительство греческого флота.
Вторжение армии Ксеркса.
Фермопильская битва. Саламинское сражение. Причины победы греков Работа со схемами «Битва в Фермопильском ущелье», «Саламинское сражение».
Раскрывать причины греко-персидских войн и победы в них греков. Составлять хронологическую таблицу. Извлекать информацию из источника литературного характера. Рассказывать о ходе битвы, используя схему.  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 01.02
40. Греческий полис и его жители. Права граждан. Воспитание гражданина. Рабство.
Понятия: народное ополчение. Работа с иллюстрациями и текстом учебника.
Раскрывать значение понятия «гражданин» в греческом полисе. Характеризовать положение рабов в Древней Греции.  развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 04.02
41. Развитие демократии при Перикле. Хозяйственная жизнь Афин после греко-персидских войн. Управление в Афинах. Деятельность Перикла.
Понятия: Совет пятисот, Народное собрание, гелиэя, остракизм. Работа сот схемой «Управление в Афинах», текстом учебника, дополнительным материалом.
Раскрывать изменения в жизни греков при Перикле. Под руководством учителя составлять схему «Управление в Афинах». Используя памятку, составлять рассказ об исторической личности. Личностные:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; 08.02
42. Олимпийские игры. Место Олимпийских игр в жизни греков. Основные виды состязаний. Награждение победителей. Работа с текстом учебника, иллюстрациями.
Раскрывать роль Олимпийских игр в жизни древних греков. Давать оценку олимпийского движения в античном мире. Используя памятку, составлять простой план раздела параграфа.  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 11.02
43. Повседневная жизнь древних греков. Одежда. Жилище. Еда. Семья.
Понятия: хитон. Работа с иллюстрациями.
Характеризовать особенности повседневной жизни древних греков. Самостоятельно создавать типологические портреты жителей древнегреческих полисов. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков.  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 15.02
44. Греческая наука. Любовь к мудрости — по-гречески «философия». Геродот. Медицина в Древней Греции.
Понятия: философия. Работа с текстом учебника.
Раскрывать основные достижения греческой науки. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. 18.02
45. Архитектура и скульптура Древней Греции. Особенности греческой архитектуры. Афинский Акрополь. Греческая скульптура.
Понятия: ордер, Акрополь, Пропилеи. Работа с иллюстрациями, текстом учебника, схемой «Афинский Акрополь», планом Афин.
Раскрывать особенности греческой архитектуры. Сравнивать памятники архитектуры и скульптуры Древней Греции и Древнего Египта. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Рассказывать об афинском Акрополе, используя схему. 25.02
46. Рождение театра. Театральные представления. Театральные представления. Происхождение театра и его устройство. Как проходили театральные представления. Велики поэты Греции.
Понятия: театрон, трагедия, комедия. Работа с иллюстрациями, текстом учебника, дополнительным материалом. Раскрывать роль театральных представлений в жизни древних греков. Сравнивать современный театр с театром Древней Греции. 29.02
47. Греция и Македония в IV в. до н.э. Пелопоннесская война и ослабление греческих полисов.
Возвышение Македонии при царе Филиппе II. Македонская армия. Установление власти Македонии над Грецией. Работа с картой.
Раскрывать значение Пелопоннесской войны для греческих полисов. Выявлять особенности македонского войска. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. 03.03
48. Завоевания Александра Македонского и их последствия. Основание Александрии. Начало правления Александра Македонского. Начало Восточного похода. Поход вглубь Азии. Работа с картой «Поход Александра Македонского на Восток».
Раскрывать значение похода Александра Македонского на Восток для греков и для жителей Индии. Показывать по карте завоевания Александра Македонского. Оценивать результаты правления Александра Македонского. 10.03
49. Контрольная работа по теме: «Древняя Греция». Природа Древней Греции и занятия населения. Верования древних греков. Греческий полис и его жители. Развитие демократии при Перикле. Повседневная жизнь древних греков. Культура Древней Греции. Театр Древней Греции. Завоевания Александра Македонского. Знать географическое положение и природные условия Древней Греции; особенности хозяйства, культурные достижения греков. Указывать особенности развития Древней Греции по сравнению с государствами Древнего Востока. Давать, опираясь на памятку, характеристику знаменитых деятелей Древней Греции. Использовать карту как источник информации о жизни Древней Греции. 14.03
РАЗДЕЛ IV. ДРЕВНИЙ РИМ. 19 ЧАСОВ.
ГЛАВА 10. РАННИЙ РИМ. 3 ЧАСА.
50. Древняя Италия и начало города Рима. Местоположение и природа Апеннинского полуострова. Италики. Основание Рима. Легенда о Ромуле и Реме. Ромул — первый римский царь. Похищение сабинянок.
Понятия: италики, латины. Работа с картой «Древняя Италия», иллюстрациями, заполнение таблицы.
Выявлять влияние природных условий на хозяйственную жизнь людей. Находить общие черты в природных условиях Италии и Греции и их различия. Познавательные:
 определять понятия, создавать обобщения, устраивать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи;строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 17.03
51. Рим в эпоху царей. Цари Рима. Этруски. Рим и этруски. Сервий Туллий.
Понятия: инавгурация. Работа с текстом учебника.
Указывать, чем отличалась царская власть в Риме от древневосточной деспотии. Определять значение реформ Сервия Туллия.  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 21.03
52. Рождение римской республики. Борьба патрициев и плебеев. Падение царской власти и образование республики. Происхождение патрициев и плебеев. Причины борьбы между ними. Ход борьбы. Успехи плебеев. Итоги борьбы.
Понятия: консул, патриции, плебеи, народный трибун. Работа с текстом учебника.
Объяснять понятия «патриции», «плебеи». Раскрывать причины борьбы между патрициями и плебеями и знать её итоги. Извлекать информацию из адаптированного древнего закона.  умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 смысловое чтение. 24.03
ГЛАВА 11. РАСЦВЕТ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. 7 ЧАСОВ.
53. Завоевание Римом Италии. Война с галлами. «Разделяй и властвуй». Война с Пирром и её итоги.
Понятия: Пиррова война. Работа с текстом учебника.
Раскрывать причины, способствовавшие установлению власти Рима в Италии. Составлять, используя памятку, простой план раздела параграфа. Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 04.04
54. Армия Древнего Рима. Вооружение римского легионера. Боевое построение легиона. Устройство римского лагеря. Осада крепости римским войском. Триумф.
Понятия: манипул, легион, триумф. Раскрывать роль армии в истории Рима. Характеризовать, используя схему, организацию римской армии. Составлять, используя памятку, план раздела параграфа.  самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 07.04
55. Рим и Карфаген. Рим и Карфаген. Первая Пуническая война (264–241 гг. до н. э.). Начало Ганнибаловой войны. Битва при Каннах. Завершение Ганнибаловой войны. Третья Пуническая война (149–146 гг. до н. э.).
Раскрывать причины Пунических войн. Выявлять причины победы Рима над Карфагеном. Составлять рассказ о сражении по карте-схеме. Подготавливать рассказ об исторической личности по памятке.
Составлять хронологическую таблицу. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Давать описание битвы, используя схему.  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 11.04
56. Завоевания Рима на Востоке. Рим и Македония. «Свобода Греции». Антиох III. Римляне в Азии. Покорение Греции. Римские провинции.
Понятия: провинции. Раскрывать систему управления римскими провинциями.
Определять место провинций в римской общественной и хозяйственной жизни. Составлять хронологическую таблицу.  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 14.04
57. Государственное устройство Римской республики. Народное собрание. Магистраты. Сенат.
Понятия: форум, магистрат, консул, претор, цензоры, народные трибуны, диктатор, сенат. Сравнивать, используя схему, государственное устройство Римской республики и Афин. Раскрывать роль сената в жизни Римской республики. Сравнивать Народное собрание в Риме и Афинах. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков. Коммуникативные:умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 18.04
58. Римское общество: его нравы и обычаи. Нобилитет. Плебеи. Римская семья. Идеал гражданина
Понятия: нобилитет, патрон. Составлять типологический портрет типичных представителей различных групп римского общества.  работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 21.04
59. Повседневная жизнь римского общества. Римский дом. Одежда. Развлечения римлян. Верования римлян.
Понятия: домус, атрий, перистиль, инсул, туника, тога, гладиус, амфитеатр. Характеризовать группы населения в Риме. Находить общие черты в религии и одежде римлян и греков. Рассказывать о повседневной жизни римлян, используя иллюстрации из учебника.  владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 25.04
60. Рабство в Риме. Тестирование «Расцвет Римской республики». Положение рабов. Восстание Спартака: причины восстания, основные события, причины поражения восставших.
Понятия: вольноотпущенник. Выделять особенности рабовладения в Риме. Выявлять причины поражения восстания рабов в Риме. Рассказывать о ходе событий, используя карту. 28.04
ГЛАВА 12. КРИЗИС И ПАДЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ. РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ. 11 ЧАСОВ.
61. Начало гражданских войн в Риме. Причины гражданских войн. Законы братьев Гракхов. Марий и Сулла. Диктатура Суллы.
Понятия: Гражданская война. Устанавливать причины гражданских войн в Риме. Раскрывать суть реформ братьев Гракхов. Характеризовать диктатуру Суллы. Личностные:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; 05.05
62. Гай Юлий Цезарь. Первый триумвират. Завоевание Галлии. «Жребий брошен». Диктатура Цезаря. Заговор против Цезаря и его гибель.
Понятия: триумвират. Характеризовать реформы Цезаря. Выявлять особенности единоличной власти в Риме. Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков.  осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 12.05
63. Октавиан Август и рождение римской империи. Второй триумвират. Октавиан и Антоний. Рождение Римской империи.
Понятия: император, принцепс. Раскрывать причины победы Октавиана Августа в гражданской войне. Составлять хронологическую таблицу. Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу. Определять по карте границы государства. Извлекать информацию из адаптированных сочинений древних историков.  усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. 16.05
64. Императоры Рима I – II вв. Расцвет империи. Нерон — император-актёр.
Веспасиан — император-шутник. Траян — «лучший принцепс».
Марк Аврелий — император-философ. Комод — император-гладиатор. Составлять рассказ об исторической личности, используя дополнительную литературу. 19.05
65. Контрольная работа по теме «Древний Рим». Древняя Италия и начало города Рима. Рим в эпоху царей. Рождение Римской республики. Завоевания Рима на Востоке. Гражданские войны в Риме. Императоры Рима. Знать историю образования Римской империи; великих римских правителей; достижения римлян. Устанавливать причинно-следственные связи. 23.05
66. «Вечный город». На улицах Рима. На Форуме. В Колизее. В Пантеоне. В термах.
Понятия: форум, Колизей, термы, Пантеон. Оценивать значение изобретений, сделанных в Древнем Риме, для современной жизни. Составлять рассказ о достопримечательностях Древнего Рима, используя план города в учебнике. 24.05
67. Культура римской империи. Римляне-строители. Закон — единственный «царь» в государстве. Римская поэзия.
Понятия: акведук. Определять важнейшие достижения в области культуры (архитектуры, литературы). Характеризовать достижения римлян в области культуры, используя иллюстрации из учебника. 26.05
68. Возникновение христианства. Предпосылки возникновения христианства. Иисус Христос. Христианская церковь. Гонения на христиан. Император Константин и победа христианства.
Понятия: апостол, Евангелие, епископ. Раскрывать предпосылки возникновения христианства. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта. 27.05
69. Римская империя в III – V вв. Кризис рабовладельческих отношений. Императорская власть. Великое переселение народов. Падение Западной Римской империи.
Понятия: колон, Великое переселение народов. Раскрывать причины хозяйственного кризиса в Риме в III в. Выявлять новые явление в хозяйственной жизни Рима IV–V вв. Извлекать информацию из фрагмента законодательного акта. Показывать, как изменился характер императорской власти в IV–V вв. 30.05
70. Итоговое повторение. Первобытный мир. Древний Восток. Древняя Греция. Древний Рим.
Знать основные даты, понятия по курсу истории Древнего мира; основные события. По карте описывать географическое положение и природные условия стран Древнего Востока, сравнивать положения различных стран; пользуясь дополнительным материалом и иллюстрациями составлять рассказ; анализировать, делать выводы, приводить доказательства. 31.05

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
1. Учебник: А.Н.Майков. Введение в историю. 5 класс.– М: Вентана-Граф, 2012.
2. Учебник: Т.П.Андреевская, М.П.Белкин, Э.В.Ванина. История Древнего мира. 5 класс. – М: Вентана-Граф, 2012.
3. Рабочая тетрадь: А.Н.Майков. Введение в историю. 5 класс. – М.: Вентана-Граф, 2013.
4. Рабочая тетрадь: Т.П.Андреевская, Э.В.Ванина. История Древнего мира. 5 класс. – Москва: Вентана-Граф, 2013.
5. Цивилизации Древнего мира. Детская энциклопедия. Махаон. 2008.
6. Преображенский А.Б. Энциклопедия. Я познаю мир. История Древнего мира. АСТ. 2009.
7. Энциклопедия для детей. Древние цивилизации. Сост. М. Аксенова, Д. Володихин, И. Стрикалов. Аванта+. 2007.
8. Древние цивилизации. Египет. Греция. Рим. Детская энциклопедия. Владис. 2007.
9. Хрестоматия. Мировая художественная культура. Древний Восток. Египет. Месопотамия. Палестина. Вече. 2014.
10. Ю.Зайцев. Мифы Древней Греции. Белый город. 2008.
11. Пьер Микель. Всемирная история для детей. Древний мир. ОЛМА-ПРЕСС. 1998.
Планируемые результаты обучения.
В результате изучения курса ученик должен:
Знать:
• суть основных понятий и терминов;
• отличие человека от животного мира;
• научные данные о происхождении человека;
• особенности природных условий древних государств;
• основные занятия населения стран Древнего мира;
• религию жителей стран Древнего мира;
• как осуществлялось управление древними государствами;
• достижения письменности и науки стран Древнего мира, хозяйственные открытия и культурные изобретения;
• знаменитые памятники культуры стран Древнего мира;
• предпосылки возникновения христианства;
• роль законов в жизни общества и государства.
Понимать:
• взаимосвязь между природными условиями и хозяйственной жизнью древних государств;
• роль религиозных верований в жизни древних государств;
• устройство власти в странах Древнего мира;
• социальное положение различных групп населения в обществе стран Древнего мира;
• причины военных успехов Ассирии, Персии;
• особенности хозяйственной жизни и образа жизни Древней Индии и Древнего Китая;
• причины гражданских войн в Риме.
Уметь:
• определять по году век;
• располагать события до нашей эры;
• устанавливать связи между событием и его последствиями;
• определять по исторической карте местоположение древних государств;
• давать характеристику природных условий государств Древности, используя карту;
• сравнивать природные условия и особенности социально-экономического и политического развития государств Древности по заданным критериям;
• устанавливать связь между природными условиями и занятиями людей;
• составлять простой план к тексту раздела параграфа;
• давать собирательные портреты представителей различных социальных групп стран Древнего мира;
• указывать отличия царской власти в Риме от деспотии на Древнем Востоке;
• указывать причины войн и их последствия;
• составлять рассказ об исторической личности с использованием дополнительной информации;
• показывать причинно-следственные связи;
• извлекать под руководством учителя сведения из исторических источников разных типов и видов;
• давать оценки людей с точки зрения нравственности и морали.

Лист корректировки рабочей программы.

Дата Причина корректировки Что скорректировано Зам.директора по УВР

ИСТОРИЯ 5 КЛ


Просмотров страницы: 745

1 коммент. к “Рабочая программа по истории для 5 класса”

  1. Александр Сенченко:

    Программа кстати шикарная и содержит всё самое необходимое что нужно знать ребёнку который учится в пятом классе, по крайней мере ничего лишнего тут точно нет по моему мнению)


Оставить комментарий

- - -
Прошлое - это будущее, с которым мы разминулись в пути.
-Веслав Малицкий-