Вы просматриваете: Главная > Из опыта > Свобода и ответственность несовершеннолетних в социальных сетях

Свобода и ответственность несовершеннолетних в социальных сетях

Свобода и ответственность несовершеннолетних в социальных сетях

Цель:

  1. Изучить проблему поведения и ответственности несовершеннолетних в социальных сетях.
  2. Наметить план решения данной проблемы.

 

Свобода – это выбор, иными словами добровольное решение творить добро или зло, совершать похвальные или дурные поступки, то есть быть добродетельным или преступным. (Ж.Лабрюйер)

В 21-й веке – веке информационных технологий, Интернет  всё больше пользуется спросом у людей, особенно у молодого поколения. Социальные сети активно входят в нашу жизнь, многие люди работают и живут там постоянно.

С 2000 года по 2018 год время, которое люди проводят в интернете, увеличилось с 9,4 до 23,6 часа, то есть примерно до суток в неделю, эти данные сообщаются в докладе Анненбергской школы медиаисследований. Согласно исследованиям, к примеру, опросу, проводимому Фондом «Общественное мнение» (ФОМ), молодёжь проводит в интернете и преимущественно в социальных сетях 3 часа и более ежедневно.

В Конституции РФ говорится, что у всех есть равные права, что люди рождаются свободными и остаются такими же, свободными «сидеть» в социальных сетях по несколько часов, свободными общаться с кем угодно и как угодно, когда угодно и сколько угодно, совершенно не задумываясь о том, к чему эта свобода может их привести.

«Поглощая» все больше и больше людей, «Интернет», как всемирная информационная система, образует киберпространство, особую реальность, рождая кибер-культуру со своими понятиями, ценностями, образом мыслей и языком. В таком виде «Интернет» является сегодня одной из главных составляющих становления современного информационного общества. Конечно, современное информационное общество диктует нам правила жизни и от информационного пространства нам никуда не уйти. Но не стоит забывать о неоднозначности влияния социальных сетей на человека. И если взрослая, сформировавшаяся личность еще способна фильтровать огромнейший поток информации и выбирать то, что нужно, а что нет, то с несовершеннолетними дело обстоит сложнее. Поэтому проблема влияния социальных сетей на несовершеннолетних и поведение несовершеннолетних в социальных сетях в настоящее время  вызывает большой интерес.

Чем привлекателен Интернет для молодежи? Общением. В виртуальном мире подростки  могут  поделиться своими переживаниями, рассказать о своих чувствах и о том, что происходит у них на  душе. Некоторым трудно говорить об этом с другими людьми, и поэтому социальные сети привлекают всё больше пользователей. Еще интерес «подогревается» тем, что можно взглянуть на личную информацию других людей, причем не важно, на знакомых или незнакомых. В социальных сетях люди прямолинейны. Можно просто выйти из своего аккаунта и заблокировать то, что не нравится.

Человек находится в бегстве от своих проблем и попадает в так называемую «паутину» — социальные сети, где он может обо всём этом забыть и придумать себе новую жизнь с новым именем, а также «убежать» от каких-то своих комплексов. Он создаёт совершенно новую личность, «придумывая» себе качества, которых у него, скорее всего, в реальной жизни и не существует. В Интернете люди, особенно это популярно среди подростков и молодёжи, могут представляться самодостаточными и ни в чем не нуждающимися людьми. Однако, подрастающее поколение  редко представляет себе последствия чрезмерной открытости и гиперкоммуникативности. Гонка за количеством друзей, неразборчивость в контактах, как и благие намерения, ведут прямиком в ад, — уверен основатель компании «Лаборатория Касперского» Евгений Касперский.

В социальных сетях осуществляется не только социально-полезная деятельность, но и совершаются общественно-опасные деяния, количество которых в настоящее время заметно выросло. Среди них можно выделить распространение общественно-опасной информации, похищение персональных данных, мошенничество, сбор информации о потенциальных жертвах преступлений, кроме того, в социальных сетях создаются особые криминальные сообщества, осуществляющие свою преступную деятельность на постоянной основе (мошенники, хакеры, распространители порнографии и др.), которые оказывают негативное влияние на все общество в целом. Более уязвимыми становятся несовершеннолетние,  некрепкие души которых еще ищут духовно-нравственные ориентиры, впитывая в себя всю пагубность всемирной «паутины».

 

В социальных сетях несовершеннолетние используют ненормативную лексику, не соблюдают простой человеческий этикет и этические нормы использования компьютера, «свободно» общаясь и считая это нормальным. Для современной молодёжи и подростков крайне актуально уметь вести оскорбительные дискуссии с оппонентами по выбору. Это развлечение иногда утрачивает чувство меры и сарказм поглощает до такой степени, когда лица опускаются до прямых и непосредственных оскорблений. Зачастую личность приобщившегося к подобной форме общения начинает деградировать, и язык оскорблений становится привычной формой решения любого вопроса. Зачастую это происходит в результате того, что подростка в обществе никто не слушает и у него нет возможности выдать свои эмоции. В социальных сетях он может высказать самые последние свои идеи и ему не надо нести ответственности за то, что его высказывания идут в разрез общей идеи людей его окружающих.

Многие подростки легкомысленно относятся к публикации личной информации в Интернете, не понимая возможных последствий. Одна из опасностей социальных сетей-секстинг. Это пересылка личных фотографий, сообщений интимного содержания посредством современных средств связи: сотовых телефонов, электронной почты, социальных интернет-сетей. Компрометирующая информация, размещенная в интернете может серьезным образом отразиться в будущем на  реальной жизни.

Ребенок, воспитанный в соцсетях, не умеет разбираться в людях, не способен грамотно разговаривать и строить диалог, не утруждает себя такими чувствами, как сочувствие. Но это еще не самое страшное. У детей стираются гораздо более важные границы. Они не чувствуют ответственности. Ребенок сам выбирает, с кем дружить, а с кем нет. И если чем-то друг не устроил, его легко можно поставить в игнор. И не надо ничего объяснять. Так же легко можно оскорбить человека, унизить и растоптать. И все это сойдет с рук, да и слез и переживаний своего врага ребенок не увидит, ему не станет стыдно. Утрачивается сострадание, гуманность, толерантность, поскольку исчезает культура взаимоотношений между людьми.

Особенно сильно изменяется поведение человека под влиянием группы. Срабатывает закон толпы. Происходит оглупление массы, снижение общего уровня интеллекта. Каждый в отдельности так бы не поступил, а в толпе снимается личная ответственность за содеянное. А в подростковом возрасте желание быть принятым в группу сверстников сильнее любой другой потребности.  Получается ребенок, которого соцсети научили легко расправляться с неугодными, зачастую унижая их, провоцируется на жестокость. Так соцсеть становится тем самым управляющим механизмом, который распоряжается пользователями на свое усмотрение. Отсутствие ответственности за свои поступки в социальных сетях, взаимной помощи приводит в духовному кризису общества, происходит отчуждение человека от самого себя и себе подобных. В сознании современной российской молодежи происходит вытеснение общественно значимых ценностей. Роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Проблема свободы и ответственности несовершеннолетних в социальных сетях, социальной незащищенности молодого поколения, влияния свободы и медиапространства на неприятие традиционных норм общественной жизни, требует решения  с участием всех заинтересованных в ней сторон: от простого человека до государства. С 1 августа 2014 г. вступил в силу вступил закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”, согласно которому все интернет-пользователи, выкладывающие информацию в сети, должны нести ответственность наравне с представителями СМИ. Хотя на  законодательном уровне нет еще точной терминологической ясности по ключевым категориям.

Огромная роль по нравственному воспитанию подростков ложиться прежде всего  на плечи семьи и школы. С самого детства надо приучать ребенка к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное — формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Прививать ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту. Аккуратно и корректно надо контролировать, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивать время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе. Чаще беседовать с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждать фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум. Школа в свою очередь,  должна осуществлять контроль за поведением учеников, в том числе за их в период обучения. Вовремя реагировать и оповещать родителей об изменении эмоционального состояния школьников. В образовательных организациях необходимо проводить мероприятия, направленные на обучение умениям контролировать поток онлайн-информации, умениям нести ответственность за выкладывающуюся информацию. Совместными усилиями семьи и школы важно научить школьников перенимать положительный мировой опыт и трансформировать его  в российскую среду с учетом культурных традиций и русского менталитета, научить молодое поколение взаимодействовать с другими культурами, быть толерантным, уметь вести конструктивный диалог.

Молодежь является будущим общества, его «завтрашним днем» и от того, насколько она здорова, интеллектуально развита и активна, зависит качество жизни общества в перспективе.

Скачать (DOCX, 24KB)

 

 


Просмотров страницы: 11


Оставить комментарий

- - -
Всемирная история есть история побед людей над людьми.
-Стефан Жеромский-