Вы просматриваете: Главная > Подготовка к ОГЭ, Тесты по истории > Тест “Перестройка”

Тест “Перестройка”

ПЕРЕСТРОЙКА.

 

  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Политический курс Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачёва, провозглашённый в 1985 г. на апрельском пленуме ЦК КПСС, направленный на увеличение темпов социального и экономического развития СССР».

  1. Какая из перечисленных мер относится к экономическим реформам 1985‑1991 гг.?
  • осуществление приватизации государственных предприятий
  • усиление директивного руководства экономикой
  • расширение самостоятельности предприятий
  • введение свободных цен
  1. Укажите характерную черту политики «ускорения», провозглашённой М.С. Горбачёвым в середине 1980-х гг.
  • свёртывание ваучерной приватизации
  • ликвидация машинно-тракторных станций и передача техники колхозам
  • ликвидация совнархозов и восстановление отраслевых министерств
  • утверждение курса на ускорение научно-технического прогресса
  1. Чернобыльская авария произошла, когда руководителем СССР был
  • Н.С.Хрущев
  • Л.И.Брежнев
  • Ю.В.Андропов
  • М.С.Горбачев
  1. В какой из указанных периодов появилась концепция «нового политического мышления»?
  • 1964–1982 гг.
  • 1985–1991 гг.
  • 1991–2000 гг.
  • 2000–2008 гг.
  1. В период «перестройки» в СССР появился новый государственный пост  –
  • Председатель Государственной Думы
  • Председатель Президиума Верховного Совета СССР
  • Председатель Совета Министров СССР
  • Президент СССР
  1. К какому периоду времени относится начало осуществления политики «перестройки» в СССР?
  • середина 1950-х гг.
  • начало 1970-х гг.
  • середина 1980-х гг.
  • начало 1990-х гг.
  1. Советские войска были выведены из Афганистана, когда руководителем СССР являлся
  • И.В. Сталин
  • Н.С. Хрущёв
  • Л.И. Брежнев
  • М.С. Горбачёв
  1. Политика гласности в СССР во второй половине 1980-х гг. характеризовалась
  • усилением роли КПСС в работе творческих союзов
  • ориентацией на формирование позитивного образа правящей партии в глазах населения
  • усилением идеологического контроля во всех сферах жизни общества
  • большей степенью свободы СМИ и активным включением общества в обсуждение проблем развития страны
  1. Укажите характерную черту развития культуры СССР в период «перестройки».
  • публикация литературных произведений, запрещённых в прежние времена
  • высылка за рубеж некоторых неугодных власти деятелей культуры
  • запрет на публикацию произведений о жизни заключённых в СССР
  • прекращение государственного финансирования сферы культуры
  1. В каком году произошел распад СССР?
  • 1985 г.
  • 1991 г.
  • 1993 г.
  • 1998 г.
  1. Какое из перечисленных событий связано с внешней политикой СССР в годы «перестройки»?
  • подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе
  • вывод советских войск из Афганистана
  • создание Совета Экономической Взаимопомощи
  • размещение советских ракет на Кубе
  1. Какое из перечисленных событий относится к 1985 г.?
  • введение должности Президента СССР
  • начало проведения политики «перестройки»
  • распад СССР
  • принятие Конституции СССР
  1. Какой из перечисленных документов был принят в СССР в годы «перестройки»?
  • постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”»
  • Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»
  • постановление «Об освоении целинных и залежных земель»
  • Закон «О создании совнархозов»
  1. Заявление о прекращении действия Союзного договора 1922 г. от лица России подписал
  • М.С. Горбачёв
  • Б.Н.Ельцин
  • Е.Т. Гайдар
  • В.С. Черномырдин
  1. Какое из перечисленных явлений характеризовало общественно-политическую жизнь в СССР в период «перестройки»?
  • борьба с инакомыслием
  • плюрализм мнений
  • монопольная власть КПСС
  • прекращение критики культа личности И.В. Сталина
  1. Что из перечисленного появилось в годы «перестройки» в СССР?
  • Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности»
  • постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах “Звезда” и “Ленинград”»
  • статья «Головокружение от успехов», написанная руководителем страны
  • постановление «О кинофильме “Большая жизнь”»
  1. В каком году была принята Декларация о государственном суверенитете России?
  • 1980 г.
  • 1990 г.
  • 1991 г.
  • 1993 г.
  1. Кто из перечисленных государственных деятелей подписал Соглашение о создании Содружества Независимых Государств?
  • Б.Н. Ельцин
  • М.С.Горбачев
  • Е. Т.Гайдар
  • Р.И. Хасбулатов
  1. Запишите термин, о котором идёт речь.

«Название вооружённого мятежа или государственного переворота.
В современном словоупотреблении этот термин звучит с ярко выраженным негативным оттенком. Так обычно называют политические события августа 1991 г., связанные с попыткой отстранения М.С. Горбачёва от должности Президента СССР и смены проводимого им курса, предпринятой ГКЧП».

  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
  • Авария на Чернобыльской АЭС
  • XIX Всесоюзная партконференция
  • открытие I Съезда народных депутатов СССР
  • избрание М.С. Горбачёва Генеральным секретарём ЦК КПСС
  1. Расположите в хронологическом порядке следующие события. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.
  • вывод советских войск из Афганистана
  • катастрофа на Чернобыльской АЭС
  • избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР
  • выступление ГКЧП
  1. Рассмотрите схему

 

 

 

Республика, заштрихованная на данной схеме,

  • вошла в состав СНГ в 1991 г.
  • первой из республик СССР заявила о своей независимости
  • подписала, в лице своего Президента, Беловежское соглашение 8 декабря 1991 г.
  • не заявляла о своей независимости до момента распада СССР
  1. Прочтите отрывок из обращения и укажите год, когда оно было написано.

«К гражданам России! В ночь с 18 на 19 августа был отстранён от власти законно избранный Президент страны. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом. Призываем граждан России дать достойный отпор путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию».

  • 1991 г.
  • 1993 г.
  • 1995 г.
  • 1997 г.
  1. Прочтите отрывок из воспоминаний сына руководителя СССР и укажите, о котором идёт речь.

«Итак, отец – в отставке…

За эти несколько дней жизнь изменилась в самой своей основе. Предстояло перестроить всё наше существование от начала до конца. И главное – отцу нужно было определить какую-то цель, ведь жизнь на этом не кончалась.

Он привык к тому, что всем нужен, привык постоянно находиться в центре событий, думать, что без него не обойтись. Неважно, на каком посту, неважно, насколько высока и значительна занимаемая должность, – над всем преобладало это постоянное чувство необходимости. Всем был нужен комиссар батальона в Гражданскую войну, все нуждались в секретаре райкома, и так на всех ступенях длинной иерархической лестницы, вплоть до самой вершины – Первого секретаря ЦК КПСС, Председателя Совета Министров огромного государства».

  • Н.С. Хрущёв
  • Л.И. Брежнев
  • Ю.В. Андропов
  • М.С. Горбачёв

 

 

Прочтите отрывок из исторического документа и напишите пропущенную в тексте фамилию.

«По сведениям из достоверных источников, Президент СССР ___________, отстранённый в ночь на 19 августа от власти ГКЧП «в связи с неспособностью управлять государством по состоянию здоровья» находится сейчас под домашним арестом на даче в Крыму».

Прочтите отрывок из книги современного историка и напишите название политики, о которой идёт речь.

«Первым внутренним шагом команды Горбачёва на пути преобразований стало объявление <…>, восторженно поддержанное в обществе. Она оказалась острым инструментом политизации массового сознания, способом вовлечения масс в активную политическую деятельность. Считалось, что снятие запретов на открытое обсуждение социально-экономических проблем поможет обществу осознать глубину кризиса, выработать верные пути его преодоления».

 

  1. Прочтите отрывок из обращения руководства РСФСР и напишите пропущенную в тексте фамилию.

«К гражданам России! В ночь с 18 на 19 августа был отстранён от власти  законно избранный Президент страны ___________. Какими бы причинами ни оправдывалось это отстранение, мы имеем дело с правым, реакционным, антиконституционным переворотом (…) Призываем граждан России дать достойный отпор  путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию».

  1. Студент принял участие в политических событиях, сооружая в конце августа баррикады около Белого дома в Москве. Вместе с другими защитниками Белого дома он радовался победе над ГКЧП. Однако уже в январе следующего года одна из экономических мер правительства, сформированного лидером победителей в августовских событиях, поставила семью студента в очень трудное финансовое положение.
  2. Укажите годы, когда произошли описанные события.
  3. Укажите лидера победителей в августовских событиях.
  4. Укажите экономическую меру правительства, поставившую семью студента в трудное финансовое положение.
  5. Молодой человек был призван в ряды Вооружённых Сил СССР. Перед призывом он много слышал о подготовке XIX Всесоюзной партконференции, которая открылась через несколько дней после его призыва. В армии молодой человек служил два года, получая очень мало информации о том, что происходит в политической сфере. Уволившись в запас, он с удивлением узнал, что система управления страной сильно изменилась.
  6. В какие годы служил в армии молодой человек?
  7. Назовите руководителя СССР в этот период.
  8. Назовите одно любое изменение в управлении государством, произошедшее в период службы в армии молодого человека.
  9. Из сочинения историка

«Среди людей, писавших хронику событий и мемуары, было весьма распространено суждение, будто до 1988 г. перестройка, её ход и результаты воспринимались положительно всем советским народом. На самом деле это лишь видимость. Не случайно это мнение особенно часто исходит от тех, кто в то время активно работал в партии, в её аппарате. Здесь действительно преобладала надежда, что наступило время перемен, динамизма. Однако дело обстояло гораздо сложнее…

Весьма отлична от изображения всеобщей поддержки картина, полученная на основании первых проведённых в то время социологических исследований. Социологи говорят, что в 1986 году новая политика встречала небольшую поддержку со стороны общественного мнения, но эта поддержка быстро слабела в течение двух последующих лет. Определённая часть историков не доверяет этим работам, ссылаясь на отсутствие в СССР опыта проведения исследований, но их результаты находят подтверждение
в многочисленных непосредственных наблюдениях.

Исследования 1987 года показывают, что треть опрошенных не видели реальных результатов “перестройки”, а ещё 31,4% полагали, что она идёт медленно и с трудом… Как показывает опрос, проведённый в начале
1988 года, в промышленных районах от 60 до 80% рабочих не замечали особых изменений, а половина из тех, которые изменения замечали, расценивали их как изменения к худшему».

  1. Укажите руководителя СССР в период, о котором идёт речь в данном отрывке. Укажите название партии, упоминаемой в тексте.
  2. Найдите в тексте и выпишите предложение, содержащее положение, которое опровергается фактами, приведёнными в данном отрывке. Напишите не менее двух фактов, приведённых в опровержение этого положения.
  3. Из сочинения историка

«Новый руководитель страны сразу завоевал симпатии граждан… Первые годы его руководства страной связаны с попыткой проведения активной социальной политики. В мае 1985 г. был принят документ, предусматривавший улучшение пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и их семей. В январе 1986 г. были повышены пособия для одиноких матерей. Постановление от 17 октября 1986 г. предусматривало введение новых тарифных ставок и окладов, а также снятие ограничений на фонд заработной платы в производственных отраслях. Специальное постановление касалось поощрения садоводства и огородничества. Комплексная программа развития производства товаров народного потребления и услуг обещала прорыв на этом направлении. Пожалуй, наиболее грандиозной была программа “Жильё-2000”, которая предусматривала решение одной из наиболее болезненных социальных проблем в СССР. Согласно документу каждая семья к 2000 г. должна была иметь квартиру или жить в собственном доме…

Но к 1989–1990 гг. оказалось, что бóльшую часть обещаний выполнить не удалось.

Решение задач по техническому перевооружению экономики и реализации социальных программ требовало больших ассигнований. Однако в 1985 г. резко упали цены на нефть, и союзный бюджет лишился многомиллиардных долларовых поступлений. Взятый в 1985 г. курс на ускоренное развитие машиностроения повлёк увеличение технических приобретений за рубежом, сокращая возможности трат на социальные нужды».

  1. Найдите в первом абзаце текста и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение этого положения.
  2. Укажите руководителя страны, о котором идёт речь в отрывке. Укажите название периода в истории России, связанного с его руководством страной.
  3. Прочтите отрывок из сочинения историка.

«Новое руководство СССР предприняло крупные практические шаги по ослаблению напряжённости в отношениях между двумя противостоящими друг другу блоками. В 40-ю годовщину атомной бомбардировки Хиросимы, СССР ввёл мораторий на испытания ядерного оружия, предложив другим ядерным державам поддержать его инициативу. В ответ США пригласили представителей СССР присутствовать на своих ядерных испытаниях.
В следующем году руководитель СССР выступил с заявлением “В 2000-й год без ядерного оружия”. В нём предлагался план поэтапной и полной ликвидации ядерного оружия к началу XXI в. Ещё через год в Москве на международном форуме “За безъядерный мир, за выживание человечества» руководитель СССР  призвал “очеловечить” международные отношения, соединить нравственность и политику, заменить древний принцип “хочешь мира – готовься к войне” современным “хочешь мира – борись за мир”.

В предыдущие годы страны СЭВ получали от СССР поставки на сумму, в 4–5 раз большую, чем стоимость их экспорта в Советский Союз. Экономические трудности сделали для СССР такую поддержку союзников невозможной. СССР предложил перейти на торговлю по среднемировым ценам и расчёты в конвертируемой валюте. Сокращение экономической “подпитки” и пример “перестройки” в СССР на фоне сохранения прежних порядков в странах содружества подорвали авторитет правящих партий социалистических стран…»

  1. Укажите название периода истории СССР, когда произошли описанные события. Назовите руководителя СССР в этот период.
  2. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения.
  3. Прочтите отрывок из сочинения историка.

«…По решению XIX партконференции учреждался новый орган власти – Съезд народных депутатов СССР, участники которого должны были избираться на альтернативной основе. Из числа участников Съезда избирался Верховный Совет, который превращался в постоянно действующий парламент. Аналогичные государственные структуры создавались в союзных республиках.

По результатам выборов в состав депутатского корпуса вошли многие сторонники продолжения радикальных преобразований, в их числе Б.Н. Ельцин, Г.Х. Попов, А.Д. Сахаров, А.А. Собчак, Ю.Н. Афанасьев, Ю.Д. Черниченко. Председателем Верховного совета СССР был избран М.С. Горбачёв.

Составной частью реформы политической системы, направленной на создание демократического государства, являлось введение в стране президентского поста (первым Президентом СССР был избран М.С. Горбачёв).

В условиях демократических преобразований произошли перемены во взаимоотношениях церкви и государства. Состоялось несколько встреч М.С. Горбачёва с патриархом РПЦ Пименом и представителями других религиозных конфессий. Прошли юбилейные торжества в связи с 1000-летием крещения Руси. Были зарегистрированы новые религиозные общины, открыты духовные учебные заведения. Увеличились тиражи издаваемой религиозной литературы».

  1. Найдите в отрывке и выпишите предложение, содержащее положение, которое подтверждается фактами, приведёнными в последующем тексте. Укажите не менее двух фактов, приведённых в подтверждение указанного положения.
  2. Укажите год, когда состоялась партконференция, о которой сказано в первом предложении отрывка. Укажите название периода истории СССР, когда произошли описанные события.
  3. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к истории СССР в период 1985–1991 гг.

1) «перестройка»; 2) дефолт; 3) гласность; 4) фермерство; 5) «ускорение».

Найдите и запишите порядковый номер термина, «выпадающего» из данного ряда.

  1. Ниже приведён перечень названий, терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с событиями, явлениями, происходившими в СССР в период «перестройки».

1) путч; 2) Государственная Дума; 3) Президент России; 4) Декларация
о государственном суверенитете; 
5) бюджетный дефицит.

Найдите и запишите порядковый номер названия (термина), «выпадающего» из данного ряда.

  1. Ниже приведён перечень названий, терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с событиями, явлениями, происходившими в СССР в период «перестройки».

1) «парад суверенитетов»; 2) «народные фронты»; 3) ваучерная приватизация; 4) Верховный Совет; 5) ускорение социально-экономического развития страны.

Найдите и запишите порядковый номер названия (термина), «выпадающего» из данного ряда.

  1. Ниже приведён перечень названий, терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с событиями, явлениями, происходившими в СССР в период «перестройки».

1) многопартийность; 2) Союзный договор; 3) программа «500 дней»; 4) закон о государственном предприятии; 5) монетизация льгот.

Найдите и запишите порядковый номер названия (термина), «выпадающего» из данного ряда.

  1. Ниже приведён перечень названий, терминов. Все они, за исключением одного, непосредственно связаны с событиями, явлениями, происходившими в СССР в период «перестройки.

1) всеобщая воинская обязанность; 2) госприёмка; 3) денежная реформа;
4) чековые инвестиционные фонды; 5) «Бархатные революции».

Найдите и запишите порядковый номер названия (термина), «выпадающего» из данного ряда.

  1. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Территория и население СССР и РСФСР на 1 января 1982 г.

  Территория, тыс. кв. км Численность населения, тыс. человек В том числе Число жителей
на 1 кв. км
Городское Сельское
СССР 22 402,2 268 844 171 731 97 113 12,1
РСФСР 17 075,4 140 017 99 569 40 448 8,2

 

НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ   ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
А) Территория РСФСР в 1982 г.
Б) Городское население в РСФСР в 1982 г. превосходило сельское
В) Городское население в СССР превосходило сельское
 
1) составляла более половины от территории СССР
2) составляла менее половины от территории СССР
3) менее чем в 2 раза
4) более чем в 2 раза
5) более чем в 3 раза

 

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

  1. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Число женщин на 1000 мужчин в России по годам

  1959 г. 1970 г. 1979 г. 1989 г. 1997 г.
Городское население 1228 1183 1170 1145 1142
Сельское население 1258 1218 1183 1125 1104
  НАЧАЛО СУЖДЕНИЯ   ВАРИАНТЫ ЗАВЕРШЕНИЯ СУЖДЕНИЯ
 
А) Во все годы, представленные в таблице,
Б) Наибольшее общее количественное превосходство женщин над мужчинами было зафиксировано
В) Наименьшее общее количественное превосходство женщин над мужчинами было зафиксировано
 
1) количественное превосходство женщин над мужчинами в городах было выше, чем среди сельского населения
2) существовало общее количественное превосходство женщин над мужчинами
3) в 1959 г.
4) в 1989 г.
5) в 1997 г.

Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.

  1. Существует точка зрения, что, несмотря на некоторые сходства, международное положение СССР в 1970-х гг. и во второй половине 1980-х гг. значительно различалось. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих это различие.

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Политика гласности в период “перестройки” в СССР». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с политикой гласности в период «перестройки» в СССР.

 

Начало формы

Конец формы

 

 

Начало формы

Конец формы

  1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Экономические реформы в СССР в период “перестройки”». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с темой «Экономические реформы в СССР в период “перестройки”».

  1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Внешняя политика СССР в период “перестройки”». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов.

План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с темой «Внешняя политика СССР в период “перестройки”».

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

  1. Прочтите отрывок из документа и укажите год, когда этот документ был обнародован.

«Первый Съезд народных депутатов РСФСР,

– сознавая историческую ответственность за судьбу России,

– свидетельствуя уважение к суверенным правам всех народов, входящих в Союз Советских Социалистических Республик,

– выражая волю народов РСФСР,

торжественно провозглашает государственный суверенитет Российской Советской Федеративной Социалистической республики на всей её территории и заявляет о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновлённого Союза ССР

  • 1987 г.
  • 1990 г.
  • 1993 г.
  • 1996 г.

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Прочтите отрывок из исторического источника и укажите год, когда был обнародован документ, о котором идёт речь.

«Руководители Белоруссии, РСФСР и Украины заключили соглашение
о создании Содружества Независимых Государств. Для меня как Президента страны главным критерием оценки этого документа является то, насколько он отвечает интересам граждан. …Соглашение прямо объявляет о прекращении существования Союза ССР».

  • 1987 г.
  • 1989 г.
  • 1991 г.
  • 1993 г.
Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

 

Начало формы

Конец формы

Начало формы

 

 

Конец формы

Скачать (DOCX, 67KB)


Просмотров страницы: 6 569

1 коммент. к “Тест “Перестройка””

  1. Александр Сенченко:

    Тест кстати очень даже неплохой и вообще шикарный, мне лично он нравится, да и там много чего интересного благодаря ему узнать можно)


Оставить комментарий

- - -
Всемирная история есть история побед людей над людьми.
-Стефан Жеромский-