Вы просматриваете: Главная > Конспекты уроков по истории Древнего мира > Технологическая карта урока “Возникновение человека”

Технологическая карта урока “Возникновение человека”

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА № 11

ПО ИСТОРИИ ДЛЯ 5 КЛАССА

 

ТЕМА УРОКА:       ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА.

ЦЕЛЬ: установить причины выделения человека из животного мира.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: научиться находить отличительные признаки человека от «человекообразной обезьяны»; выделить причины, способствовавшие выделению человека из мира животных; рассмотреть особенности жилища и занятий первобытных людей; определить значение огня в жизни человека.

Развивающие: формировать умения работать с текстом учебника, иллюстрациями, выделять главное; умение преобразовывать информацию, устанавливать причинно-следственные связи; умения работать в группе, составлять рассказ.

Воспитательные: воспитывать усидчивость, интерес к историческим событиям.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ: учебник, иллюстрации по теме, презентация, таблица, карта «Расселение древних людей».

ТИП УРОКА: урок открытия нового знания.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: П. 1 пересказ, ТПО № 3 с. 4 – 1 гр., №1 с. 3 – 2 гр.

 

 

 

 

 

 

 

Этапы урока Ход урока Формируемые УУД
I.Организационный этап.

(2 мин)

Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих, настраивает на урок.  
 

II.  Мотивация к учебной деятельности .

1. РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Мы начинаем изучать первую историческую эпоху. По оглавлению учебника определите, как она называется. «Первобытный мир»

 

Фиксирует на доске:

 

Первобытный мир (2 млн. – 5 тыс. лет назад)

 

– По названию параграфов предположите, о чем будем говорить на уроках.

(Судя по названиям параграфов, мы узнаем о том, как появились первые люди, что они умели делать, чем занимались, во что верили).

 

– В первой главе мы узнаем как зарождалось человеческое общество.

 

– Вспомните из уроков обществознания, что такое общество.(Группа людей, объединенные общими интересами, деятельностью). (опред.этап человеческого развития).

 

 

Коммуникативные:

-уметь выражать свои мысли в устной форме;

 

Познавательные:

– уметь находить  учебнике достоверную информацию.

 

III.Определение темы урока.

 

– Мы начинаем изучать историю человеческого общества, когда на Земле происходило все впервые.

 

– Как вы думаете, о чем речь пойдет сегодня на уроке?

(Речь пойдет о происхождении человека.)

 

Записывают тему в тетрадь.

 

 

Обратим внимание на иллюстрации. Какие теории происхождения человека вы можете назвать? (Божественная теория и теория эволюции).

 

-Какие вопросы у вас возникают, глядя на эти фотографии?

 

 

Коммуникативные:

-уметь выражать свои мысли в устной форме;

 

Регулятивные:

-уметь определять и формулировать цель с помощью учителя;

– выдвигать версии.

IV. Постановка проблемы. – Какая из версий вам кажется наиболее правдоподобной?

– Но не возникает ли у вас вопроса о том,….

Фиксируется на доске:

ЧТО ПОМОГЛО ЧЕЛОВЕКУ ВЫДЕЛИТЬСЯ ИЗ МИРА ЖИВОТНЫХ?

 
V. Планирование деятельности. – Что мы сегодня должны выяснить на уроке?

(Как «обезьяна» превратилась в человека. Что ей помогло при этом?)

-На какие вопросы вы бы сегодня хотели найти ответы?

Примерные вопросы:

1.      Где появились первые люди?

2.      Откуда появился первый человек?

3.      Как жил?

4.      Выделить сходства и отличия обезьяны и человека.

Коммуникативные:

– уметь выражать свои мысли в устной форме.

 

Регулятивные:

– планирование деятельности.

VI. Актуализация. – Вспомните из предыдущих уроков, что поможет нам узнать о событиях прошлого?

– Перечислите несколько видов исторических источников, которые могут найти археологи, свидетельствующих о деятельности первых людей.

Коммуникативные:

– уметь выражать свои мысли в устной форме.

VII.Открытие нового знания. – Вопрос о возникновении человека всегда волновал не только ученых и простых людей.  До сих пор на этот вопрос нет однозначного ответа.

1. РАБОТА С КАРТОЙ.

– Большинство ученых считают, что человек и современные человекообразные обезьяны произошли от одного общего предка.

Определите по карте, где же обитал этот предок? (В Восточной Африке).

Археологи при раскопках находят здесь  кости людей, живших более 2 млн. лет назад. По этим находкам можно восстановить внешний облик наших самых далеких предков.

 

2.  РАБОТА В ГРУППАХ.

1 гр. Отличие и сходство человека и обезьяны. (Работа с иллюстрациями).

2 гр. Орудия труда первобытного человека.

3 гр. Занятия и жилища первобытных людей.

4 гр. Овладение огнем.

 

3.ВЫСТУПЛЕНИЕ ГРУПП.

-Отвечаем на второй вопрос нашего урока.

-Действительно ли человек произошел от человекообразной обезьяны?

 

Выступление 1 гр.

– Итак. Мы определили сходства человека с животными.

– Какой вывод мы можем сделать? (Человек произошел от человекообразной обезьяны.)

 

– Первый вопрос мы с вами рассмотрели. Теперь давайте определим, что же помогло человеку выделиться из мира животных.  (Применение орудий труда).

 

Выступление 2 гр.

– Почему появление простейших орудий считают важным этапом в развитии человека? Как древнейшие люди использовали эти орудия?

 

– Что же представляли собой древнейшие жилища? Из каких материалов были сделаны первые искусственные сооружения? От кого (чего они могли защитить?)

 

Выступление 3 гр.

– Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку?

– Чему способствовала жизнь сообща? (Появлению речи).

 

– Одним из достижений человека является появление огня.

 

Выступление 4 гр.

 

 

Познавательные:

-описание объекта по иллюстрации;

-уметь находить в тексте учебника необходимую информацию;

– уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

 

Коммуникативные:

– уметь выражать свои мысли в устной форме.

-работать в группе.

 

Регулятивные:

– работать по плану, сверяясь с целью.

– оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях,  исправлять ошибки.

 

VIII. Применение нового знания. Какую цель мы ставили в начале урока?

 

Возвращаемся к вопросу, поставленному в начале урока.

 

– Что помогло человеку выделиться из мира животных?

(Природные условия вынуждали обезьян приспосабливаться к новым жизненным условиям, изготавливать орудия труда, а жизнь сообща привела к появлению речи).

Коммуникативные:

-уметь достаточно точно выражать свои мысли.

Регулятивные:

– оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях,  исправлять ошибки.

 

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 

Оценка работы на уроке.

Регулятивные:

-оценивать степень достижения цели.

X. Итог урока. Выставление оценок, домашнее задание.  

Карта урока


Просмотров страницы: 592

1 коммент. к “Технологическая карта урока “Возникновение человека””

  1. Виталий:

    Просто супер, тема которая себя ни когда не исчерпает, очень много работ написано… эх сколько еще будет написано )))


Оставить комментарий

- - -
Те, кто творит историю, часто заодно и фальсифицируют её.
-Веслав Брудзиньский-