Вы просматриваете: Главная > Из опыта > Технология развития критического мышления на уроках истории

Технология развития критического мышления на уроках истории

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Карлина Н.Н. МОУ СОШ № 2

 г. Ртищево Саратовской области

Настоящее время, перенасыщенное всевозможной информацией,  предъявляет к образованию новые требования, первоочередной задачей которого становиться развитие ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, информационной, социально-правовой, которые пригодятся выпускнику в жизни.

Данные требования побуждают учителя искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности.

Как сделать образовательный процесс не только продуктивным, но и интересным? Как можно добиться проявления внутренней активности учеников? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь детям овладеть способами самостоятельной работы – вопросы, которые задает себе каждый учитель.

Сделать процесс обучения гуманистически ориентированным позволяют новые технологии.

На уроках истории и обществознания важно, получив новую информацию, научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления (далее ТРКМ), разработанная американскими педагогами.

Что же такое «критическое мышление»?

Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Это означает, что  каждый ученик, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.

Целью данной технологии является развитие мыслительных навыков учеников, которые пригодятся  не только в учебе, но и в жизни (умение самостоятельно принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные точки зрения).

Для эффективного использования данной технологии, необходимо в точной последовательности соблюдать структуру, этапы и приемы.

ТРКМ предполагает  использование на уроке трех стадий: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап – «Вызов» (ликвидация чистого листа), позволяет   актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на уроке и дома. (Приемы см. в таблице ниже).

2 этап– «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).  Данный этап позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее,  соотнести с уже имеющимися знаниями.

3 этап – «Рефлексия» (размышление). На данном этапе ребенок размышляет и обобщает все то, что узнал  на уроке по данной проблеме. Ученики учатся целостно мыслить, обобщать полученную информацию, учатся формировать свое собственное отношение к изучаемому.

 

Используемые приемы технологии

 

1 этап 2 этап 3 этап
«Вызов» «Осмысление» «Рефлексия»
·           мозговой штурм

·           кластер предположений

·           Игра-упражнение «Веер»

·           Прием «Поясните цитату»

·           Прием «Вы согласны с этим высказыванием?»

·           Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф»

·           Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных

·           Прием «Верите ли вы, что…»

·           Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)

 

·                   Прием «Инсерт» (пометки на полях)

·                   Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация)

·                   Чтение со стопами

·                   Прием «Сводная таблица»

·                   Прием «Тонкие и толстые вопросы»

·                   Прием «Зигзаг»

·                   Прием «Мое мнение»

·                   Прием «Мозговой штурм»

·                   Прием «Фишбоун»

·                   Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?)

·                   Стратегия решения проблем «Идеал»

 

·            Написание эссе

·            Рефлексивный экран вопросов

·            Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме

·            Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение»)

·            Что нового вы узнали на уроке

·            Написание синквейна

 

 

Что дает ТРКМ ученику:

  • Развивает мышление, творческие способности;
  • Развивает уверенность и понимание своих собственных мнений и идей;
  • Дает возможность принимать активное участие в учебном процессе;
  • Развивает умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
  • Формирует умение вырабатывать свою собственную точку зрения и аргументировать ее;
  • Формирует умение учитывать точки зрения и мнения других;
  • Позволяет четко и конкретно формулировать ответ;
  • Вырабатывает способность брать на себя ответственность;
  • Способствует участию в принятии совместных решений; выстраиванию конструктивных взаимоотношений с другими людьми, сотрудничеству в группе.

Использование данной технологии позволяет сформировать у обучающихся умение давать оценку, прогноз любой ситуации, решать проблемы. Данная технология учит ребят самих добывать знания, анализировать, синтезировать, сопоставлять. И конечно же давать собственные оценки происходящему. А научить формировать свою собственную точку зрения – важная задача на уроках истории и обществознания. Только научив ребят ориентироваться в потоке информации, объективно аргументировать свое мнение,  я смогу сформировать активную гражданскую позицию у своих учеников, воспитать патриота своей страны.

Скачать (DOCX, 22KB)

 

 

 

 

 

 

 

 


Просмотров страницы: 367


Оставить комментарий

- - -
Каждый может творить историю, но лишь великие люди способны её писать.
-Оскар Уайльд-