Прием «Фишбоун» как эффективное средство развития мыслительной деятельности школьников.
Успех человека в современном мире во многом зависит от его способностей приспосабливаться к быстро происходящим изменениям. Сегодня на рынке труда все более востребованной становится личность, умеющая критически мыслить, умеющая найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. В таком динамично развивающемся обществе меняются и требования к системе образования. Насколько эффективно образование сможет отвечать вызовам времени, зависит от педагогов.
Вместе с меняющимися, новыми требованиями, должен меняться и педагог. Современный педагог – это учитель, который должен не только обладать знаниями, он должен быть настоящим профессионалом своего дела, готовым к переменам, к самостоятельному принятию нестандартных решений.
Современный учитель должен постоянно искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности. Учитель должен сделать процесс обучения не просто продуктивным, он должен помочь детям овладеть приемами работы с информацией, умением ставить и решать те или иные задачи, которые пригодятся ему не только в учебе, но и в жизни. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя один из приемов технологии развития критического мышления – приём «фишбоун».
«Фишбоун» дословно с английского языка переводится как «Скелет рыбы». Эффективность данного приема проявляется в том, что он наглядно «учит» обучающихся устанавливать причинно-следственные связи между объектом анализа и влияющими на него факторами. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.
«Рыбий скелет» представляет собой схему, в голове которой ставится проблема, на косточках сверху устанавливаются причины или понятия явления или проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие тех или иных причин. Хвост содержит выводы по проблеме.
Что дает данный метод ученикам? Ученики научаться:
- Работать в группах
- Устанавливать причинно-следственные связи
- Критически мыслить
- Выстраивать факторы по степени их значимости
- Давать оценку действительности
Оформить схему «рыбьего скелета» можно по-разному – в горизонтальном (больше приемлемо для младших школьников) или вертикальном (для старшеклассников) положении.
Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Записи на «теле рыбы» делаются точно и кратко, главное, чтобы они отражали суть явления.
Завершение работы со «скелетом» строится на определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса, либо формулировать его решения.
Применение данного приема я хочу показать на уроке обществознания в 11 классе по теме «Семья и быт» (второй урок в теме).
(Далее предлагается фрагмент технологической карты урока)
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формируемые УУД |
I. Организационный момент. | Приветствуют учителя, настраиваются на урок. | Приветствует учащихся. | Личностные:
· настрой на урок. |
II. Мотивация. | Просматривают видеоролик и определяют, что данная тенденция (распад семей, отказ от детей) характерна для современного времени. | Предлагает ученикам просмотреть видеоролик и определить какая тенденция семьи и какого времени в нем показана.
|
Коммуникативные:
· развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения; Личностные: · смыслообразование. |
III. Определение темы урока. Постановка проблемы. | Определяют тему урока, записывают ее в тетрадь.
Определяют проблему на урок: Изжил ли себя данный социальный институт? Нужно ли сохранять и укреплять этот институт? Или кризиса семьи не существует, а просто идет его трансформация? |
Учитель задает наводящие вопросы для постановки проблемы урока:
– Как вы считаете, тенденция показанная в ролике является проблемой современной семьи? – Как вы думаете, почему?
Предлагает мнение социолога О.Здравомысловой: «кризиса семьи нет, семья—это устойчивая, консервативная, фундаментальная структура. А если и есть — это кризис традиционной семьи, потому что меняется общество, а вместе с ним и семья». – Какую же проблему мы будем решать на сегодняшнем уроке? |
Коммуникативные: · развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения; |
IV. Планирование деятельности. | Составляют план на урок. | Корректирует план, задает наводящие вопросы. | Регулятивные:
· самостоятельно определять цели. |
V. Актуализация. | Повторяют определение понятий: семья, брак. Функции семьи записываются на лепестки ромашки (символ семьи) и прикрепляют на доску. | Организует повтор терминов. | Познавательные:
· осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме. |
VI. Открытие новых знаний. | Работают в группах с текстом. (Прием инсерт)
1 группа. Историки. «Типы семей». Работа с текстом учебника. С. 177. 2 группа. Аналитики-социологи. «Проблемы современной семьи». Работа со статистическими данными и текстом учебника с. 177 (2 абзац снизу – 178). 3 группа. Политики. Государственная поддержка семьи. (Дополнительный материал) Задания для групп см. Приложение. В ходе выступления групп появляется «Рыбий скелет». В голове проблема: Кризис семьи или его трансформация? По бокам причины и следствия (факты). Хвост – вывод – проблемы есть, и следствие этого – семья не в полной мере выполняет свои функции. Эта проблема требует решения силами не только государства, но и всего общества в целом. |
Контролирует процесс поиска информации, помогает ученикам выделить необходимую информацию в случае затруднения, установить причины и следствия. | Познавательные:
· находить способы решения задач, осуществлять поиск информации; · использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений; Коммуникативные: · осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками в группах, с учителем; · развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения; Регулятивные: · выбирать путь достижения цели; · оценивать степень достижения цели. |
VII. Рефлексия. | Делают вывод о том, какая бы не была семья, самое главное, она не должна терять свои функции.
Прикрепляют ценности семьи на листья и стебель ромашки. Делают вывод, что именно на этих ценностях (любовь, взаимоуважение, уступки) держится семья, что от нормального функционирования семьи зависит стабильность и благополучие общества. Мы должны стремиться к сохранению данных ценностей, чтобы обеспечить себе и своим детям благополучное будущее. |
Предлагает ученикам на листьях ромашки поместить те ценности, которые существуют в их семьях и какие из них они бы приняли в свои будущие семьи.
|
Личностные:
· личностное, жизнен самопределение; · развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения. |
Приложение.
Задания группам.
1 группа. Историки. «Типы семей». Работа с текстом учебника. с. 177.
Задание:
- Начертите схему «Типы семей»
- Выделите, какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе?
- С чем связаны эти изменения?
2 группа. Аналитики-социологи. «Проблемы современной семьи». Работа со статистическими данными и текстом учебника с. 177 (2 абзац снизу – 178).
Задание:
- Выясните, от чего зависит единство семьи.
- На основании статистических данных и текста учебника, выделите проблемы, с которыми сталкиваются современные семьи.
- В чем причина появления данных проблем в настоящее время.
3 группа. Политики. Государственная поддержка семьи. С. 178 5 абзац+доп.материал.
Задание:
- Выделите, какие основные задачи стоят перед государством в области укрепления и поддержки современной семьи?
- Расскажите, какую политику проводит государство в поддержку семей, в том числе и молодых семей.
Просмотров страницы: 141