Вы просматриваете: Главная > Из опыта > Прием “Фишбоун” как эффективное средство развития мыслительной деятельности школьников.

Прием “Фишбоун” как эффективное средство развития мыслительной деятельности школьников.

 Прием «Фишбоун» как эффективное средство развития мыслительной деятельности школьников.

 

Успех человека в современном мире во многом зависит от его способностей приспосабливаться к быстро происходящим  изменениям. Сегодня на рынке труда все более востребованной становится личность, умеющая критически мыслить, умеющая найти и привлечь необходимые  ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. В таком динамично развивающемся обществе меняются и требования к системе образования. Насколько эффективно образование сможет отвечать вызовам времени, зависит от педагогов.

Вместе с меняющимися, новыми требованиями, должен меняться и педагог. Современный педагог – это учитель, который должен не только обладать знаниями, он должен быть настоящим профессионалом своего дела, готовым к переменам, к самостоятельному принятию нестандартных решений.

Современный учитель должен постоянно  искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности. Учитель должен сделать процесс обучения не просто продуктивным, он должен помочь детям овладеть приемами работы с информацией, умением ставить и решать те или иные задачи, которые пригодятся ему не только в учебе, но и в жизни. Один из лучших способов сделать это — представить информацию в наглядно-содержательной форме, используя один из приемов  технологии развития критического мышления – приём «фишбоун».

«Фишбоун» дословно с английского языка переводится как «Скелет рыбы». Эффективность данного приема проявляется в том, что он наглядно «учит» обучающихся устанавливать причинно-следственные связи между объектом анализа и влияющими на него факторами. Дополнительно метод позволяет развивать навыки работы с информацией и умение ставить и решать проблемы.

«Рыбий скелет» представляет собой схему, в голове которой ставится проблема, на косточках сверху устанавливаются причины или понятия явления или проблемы, на нижних косточках – факты, подтверждающие наличие тех или иных причин. Хвост содержит выводы по проблеме.

Что дает данный метод ученикам? Ученики научаться:

  • Работать в группах
  • Устанавливать причинно-следственные связи
  • Критически мыслить
  • Выстраивать факторы по степени их значимости
  • Давать оценку действительности

Оформить схему «рыбьего скелета» можно  по-разному – в горизонтальном (больше приемлемо для младших школьников) или вертикальном (для старшеклассников) положении.

Очень важно, чтобы решения проблемы были выстроены по степени актуальности: чем ближе к голове, тем насущнее. Записи на «теле рыбы» делаются точно и кратко, главное, чтобы они отражали суть явления.

Завершение работы со «скелетом» строится на определении дальнейших действий: либо продолжать исследование вопроса, либо формулировать его решения.

Применение данного приема я хочу показать на уроке  обществознания в 11 классе по теме «Семья и быт» (второй урок в теме).

(Далее предлагается фрагмент технологической карты урока)

Этапы урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Формируемые УУД
I. Организационный момент. Приветствуют учителя, настраиваются на урок. Приветствует учащихся. Личностные:

·                   настрой на урок.

II. Мотивация. Просматривают видеоролик и определяют, что данная тенденция (распад семей, отказ от детей) характерна для современного времени. Предлагает ученикам просмотреть видеоролик и определить какая тенденция семьи  и какого времени в нем показана.

 

Коммуникативные:

·                   развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения;

Личностные:

·                   смыслообразование.

III. Определение темы урока. Постановка проблемы. Определяют тему урока, записывают ее в тетрадь.

 

Определяют проблему на урок:

Изжил ли себя данный социальный институт? Нужно ли сохранять и укреплять этот институт? Или кризиса семьи не существует, а просто идет его трансформация?

Учитель задает наводящие вопросы для постановки проблемы урока:

–                   Как вы считаете, тенденция показанная в ролике является проблемой современной семьи?

–                   Как вы думаете, почему?

 

Предлагает мнение социолога О.Здравомысловой: «кризиса семьи нет, семья—это устойчивая, консервативная, фундаментальная структура. А если и есть — это кризис традиционной семьи, потому что меняется общество, а вместе с ним и семья».

–                  Какую же проблему мы будем решать на сегодняшнем уроке?

 

Коммуникативные:

·                   развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения;

IV. Планирование деятельности. Составляют план на урок. Корректирует план, задает наводящие вопросы. Регулятивные:

·                   самостоятельно определять цели.

V. Актуализация. Повторяют определение понятий: семья, брак. Функции семьи записываются на лепестки ромашки (символ семьи) и прикрепляют на доску. Организует повтор терминов. Познавательные:

·                     осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

VI. Открытие новых знаний. Работают в группах с текстом. (Прием  инсерт)

1 группа. Историки. «Типы семей». Работа с текстом учебника. С. 177.

2 группа. Аналитики-социологи. «Проблемы современной семьи». Работа со статистическими данными  и текстом учебника с. 177 (2 абзац снизу – 178).

3 группа. Политики. Государственная поддержка семьи. (Дополнительный материал)

Задания для групп см. Приложение.

В ходе выступления групп появляется «Рыбий скелет». В голове проблема: Кризис семьи или его трансформация? По бокам причины и следствия (факты). Хвост – вывод – проблемы есть, и следствие этого –  семья не в полной мере выполняет свои функции. Эта проблема требует решения силами не только государства, но и всего общества в целом.

Контролирует процесс поиска информации, помогает ученикам выделить необходимую информацию в случае затруднения, установить причины и следствия. Познавательные:

·                   находить способы решения задач, осуществлять поиск информации;

·                   использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений;

Коммуникативные:

·                    осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками в группах, с учителем;

·                    развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения;

Регулятивные:

·                    выбирать путь достижения цели;

·                    оценивать степень достижения цели.

VII. Рефлексия. Делают вывод о том, какая бы не была семья, самое главное, она не должна терять свои функции.

Прикрепляют ценности семьи на листья и стебель ромашки.

Делают вывод, что именно на этих ценностях (любовь, взаимоуважение, уступки) держится семья, что от нормального функционирования семьи зависит стабильность и благополучие общества. Мы должны стремиться к сохранению данных ценностей, чтобы обеспечить себе и своим детям благополучное будущее.

Предлагает ученикам на листьях ромашки поместить те ценности, которые существуют в их семьях и какие из них они бы приняли в свои будущие семьи.

 

Личностные:

·                   личностное, жизнен самопределение;

·                   развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения.

 

Приложение.

Задания группам.

1 группа. Историки. «Типы семей». Работа с текстом учебника. с. 177.

Задание:

  1. Начертите схему «Типы семей»
  2. Выделите, какие эволюционные изменения происходят с семьей в современном обществе?
  3. С чем связаны эти изменения?

2 группа. Аналитики-социологи. «Проблемы современной семьи». Работа со статистическими данными  и текстом учебника с. 177 (2 абзац снизу – 178).

 

Задание:

  1. Выясните, от чего зависит единство семьи.
  2. На основании статистических данных и текста учебника, выделите проблемы, с которыми сталкиваются современные семьи.
  3. В чем причина появления данных проблем в настоящее время.

 

3 группа. Политики. Государственная поддержка семьи. С. 178 5 абзац+доп.материал.

 

Задание:

  1. Выделите, какие основные задачи стоят перед государством в области укрепления и поддержки современной семьи?
  2. Расскажите, какую политику проводит государство в поддержку семей, в том числе и молодых семей.

Скачать


Просмотров страницы: 14


Оставить комментарий

Прошлое - это будущее, с которым мы разминулись в пути.
-Веслав Малицкий-