Вы просматриваете: Главная > Из опыта > “Проектный метод – от деятельности к становлению личности”.

“Проектный метод – от деятельности к становлению личности”.

Начать свое выступление я бы хотела со случая из моей практики.

Когда я начала вести учебный проект в школе, первое, что я услышала от учеников: «Опять проект, как они надоели!». Негатив и непонимание я встретила и со стороны родителей: некоторые из них вообще не понимали что это такое и зачем это нужно; а другие говорили о том, что ребенку самому сложно найти информацию, что на это тратиться очень много времени, а вся работа ложиться на их плечи.

Тогда я начала задумываться, как же заинтересовать проектной деятельностью учеников, и «снять» основную ответственность с родителей по работе над проектом, чтобы все поняли пользу данного метода работы, а родители стали бы  партнерами и помощниками?

Чтобы ученик мог самостоятельно делать проекты к 8 – 9 классу, его этому постепенно надо обучать на уроках и во внеурочной деятельности. Учить анализировать тему, видеть проблемную ситуацию, ставить цель, задачи, планировать свою работу, искать информацию (и не только в Интернете), показывать различные формы готовых продуктов, оформлять работу.

Для себя я выбрала несколько приемов работы над проектом и форм реализации продукта, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, которые считаю наиболее интересными и продуктивными. Среди них я хотела бы отметить:

  • Стратегия «Рамка» или (пишем статью).

Суть стратегии:

  1. Учитель подбирает иллюстрации по теме урока.
  2. Ученикам предстоит написать статью по теме, используя предложенные иллюстрации.
  3. Оформление и очередность расположения иллюстраций ученики выбирают сами.
  4. Обязательное условие – все иллюстрации должны быть прокомментированы и взаимосвязаны.

При этом важно сначала использовать иллюстрации, данные в учебнике, чтобы ученики еще раз пролистали учебник, обратили внимание на представленный материал; также учитель может представлять иллюстрации, которых в учебнике нет.

Данный метод можно использовать на различных типах уроков: при изучении нового материала, на уроках повторения и обобщения. Стратегию «Рамка» можно использовать и при организации круглого стола, конференции, дискуссии при изучении трудных вопросов истории.

Презентовать «статьи» можно в различных формах: ИКТ-презентация, газетная статья, стендовый доклад, лэпбук.

  • Буклет-пособие.

Структура буклета:

  1. Титульный лист: тема проекта, автор
  2. Основная часть проекта: таблица, иллюстрации, правила, основные события и т п.
  3. На последней странице: итоги темы, отзыв ученика о проделанной работе, отзыв учителя, отметка.

 

Данный прием можно выполнять как один урок, а можно несколько уроков подряд.

Продукты своих проектов ребята успешно реализуют не только на своих уроках.  Старшеклассники проводят классные часы в младших классах, организуют экскурсии в школьном музее, на предметных неделях.

Наиболее интересные темы для ребят, мы продолжаем изучать во внеурочной деятельности.

Продукты своей деятельности ученики продвигают в социальных сетях. Проекты по теме Великой Отечественной войны, здоровому образу жизни, профориентации и другие ребята выкладывают на ютуб-канале, на школьном сайте, в группах вк, одноклассники и др. Это делает учеников создателями контента, который в дальнейшем может использоваться в образовательном процессе, а также помогает сохранять историческую память и даже решать социально-значимые проблемы. Такой вид работы еще больше вовлекает детей в процесс исследования чего-то нового, а также дает неограниченный доступ любого человека к банку информации. Такая работа способствует осознанию учениками своей значимости в современном мире.

Сегодня очень популярными являются проекты по сохранению исторической памяти, увековечиванию имен участников ВО войны. Мы с ребятами участвуем в таких проектах. Мы не просто пишем исследовательские работы о родственниках – участниках Великой Отечественной войны. Мы снимаем небольшие видеосюжеты и также транслируем их на ютуб-канале, на страницах в социальных сетях.

  • РАФТ-технология.

Отработать навыки презентации  своего проекта в увлекательной для ребят форме помогает  РАФТ-технология, суть которой  заключается в описании, повествовании или рассуждении от имени выбранного персонажа. Причём «исполнитель» роли должен учитывать  все обстоятельства, в которые попадает его персонаж. На этом этапе учащимся предстоит самостоятельно выбрать траекторию работы: роль, форму, аудиторию и тему представления продукта.

Как раз при реализации РАФТ-проектов ученики записывают ролики, сюжеты, мини-фильмы. Это может быть даже публикация исторического фотоснимка в ВК с подписью, историческим контекстом и актуальной геолокацией, где был сделан этот снимок. Приём способствует эффективному погружению в предметное содержание. Приобретённые знания помогут ученику импровизировать, выстраивать и анализировать свои действия в формируемых обстоятельствах, давать нравственную оценку событиям и личностям.

Такие проекты подходят и для занятий по профориентации. Ученик может, например, проверить, получится ли у него быть педагогом, блогером, ведущим новостей и т.д.,

Кроме того, остальная часть учеников не является пассивными слушателями. Им представляется возможность оценить своих одноклассников, представляющих свой проект, проанализировать его, возможно, дать какие то рекомендации. Таким образом между учениками осуществляется взаимодействие, обмен опытом.

Практика показывает, что данным методом поиска можно заинтересовать даже слабоуспевающего или слабомотивированного ученика, создать мотивацию успеха.

Наша школа реализует сетевое взаимодействие с образовательными организациями нашего города. Один из крайних проектов был проект по профориентации, результатом которого стал выпуск стенгазет с информацией о профессиях, видеоролик размещен в социальных сетях, а также создание раскрасок с информацией о профессиях, которые ученики раздали детям в детские сады, расположенные рядом со школой.

Еще один из проектов на стадии создания, будет посвящен 77-й годовщине Победы  в Великой Отечественной войне. Создаются ряд репортажей о нашем городе и его вкладе в Победу. Итогом планируется создание веб-квеста, т.е проект также будет реализован в рамках сетевого в рамках сетевого взаимодействия, но уже со школами.

Контрольно-измерительные материалы при применении стратегии «Рамка» и РАФТ-технологии.

Данные стратегии можно использовать при выполнении контрольных и проверочных работ, при организации работы со слабоуспевающими и одаренными детьми.

При выполнении работы ученикам можно предложить следующее задание: на уроке истории в 5 классе по теме «В городе богини Афины» предлагается картинка с изображением Акрополя и задание представить себя в роли экскурсовода и рассказать туристам о том, что можно было увидеть на Акрополе.

Такие виды заданий можно применять при организации дистанционного обучения. Выполняя такие виды заданий, ученики получат не только знания, но и сформируют различные виды умений. Такая организация процесса обучения сделает его не только продуктивным, но и интересным.

Таким образом, спустя 5 лет моей работы по созданию с ребятами проектов, я с уверенностью могу сказать, что данный метод формирует у обучающихся абсолютно все УУД, способствует развитию организаторских, творческих способностей.

Самое главное в этой деятельности, чтобы продукт был реализован, а не пылился на полке, чтобы он приносил пользу и решал важные проблемы. Представляя свою работу в различных формах, представляя себя в той роли, кем видит себя ребенок, у него появляется уверенность в себе, повышается самооценка. А самое главное — работая над интересной задачей, которая может быть воплощена в реальный результат, ребёнок получает удовольствие от учебы и работы.

И когда родители увидят, что свой проект ребенок сделал сам, что работа набирает, к примеру, большое количество просмотров в Интернете и несет обществу пользу, тогда, я думаю, негатив, с которым мы так часть вынуждены сталкиваться, исчезнет.  Ведь именно в школе ребёнок получает этот ВАЖНЫЙ опыт, а вот полученные от этой работы навыки он будет применять всю свою жизнь. Таким образом проектная деятельность в школе способствует становлению личности.

Скачать

 


Просмотров страницы: 88


Оставить комментарий

Каждый может творить историю, но лишь великие люди способны её писать.
-Оскар Уайльд-