Вы просматриваете: Главная > Из опыта > Работа с одаренными детьми.

Работа с одаренными детьми.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей в условиях реализации ФГОС через урочную деятельность

 

Век наукоемких технологий требует умножение интеллектуального потенциала страны, требует людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Поэтому в последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений работы школы.

Для образовательного учреждения работа с одаренными детьми – одно из условий формирования образовательного имиджа школы, а также один из показателей результативности работы. Главная цель этой работы – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

Для одаренных детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость. Такие дети зачастую опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

Одаренными и талантливыми детьми называют тех, которые по оценке опытных специалистов, в силу выдающихся способностей демонстрируют высокие достижения.  Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Одаренные дети – это те, кто отличается от среднего уровня своими потенциальными или функциональными возможностями.

 

Работу с одарёнными детьми я разбила на несколько этапов:

 

1 этап. Выявление одаренных детей в каждом классном коллективе.

Работу по выявлению одаренности следует начинать уже с 5-го класса, т.е. с момента знакомства с детьми. Мониторинги одаренности я не провожу. Выявить способности детей можно по уровню их учебной активности в классе, по качеству выполнения классных и домашних работ…

 

2 этап. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

 

 3 этап. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которыми изменяется характер дифференцированных заданий.
Немаловажным моментом в работе с одаренными детьми на первом этапе является проблема, заинтересованности ученика  своим предметом. Для этого на уроках организовываю различные формы работы. В 5-6-х классах – уроки-путешествия («Путешествие в город Афины»-5 кл.), ролевые тренинги (В древнегреческом театре»-5 кл), в старших классах – уроки-диспуты или суды, семинары, уроки с постановкой проблемных вопросов («Эпоха Брежнева: «застой» или «золотая эпоха»?, «Петр I – великий реформатор или царь-антихрист?»). Организация подобных форм работ позволит заинтересовать учеников предметом, активизировать поисковую деятельность на уроке.

Одним из главных вопросов который волнует учителей практиков – как сделать каждый урок продуктивным и максимально эффективным для всех групп учащихся. Как «подать» материал, чтобы одарённые не скучали?

Работать над материалами начинаю еще при написании тематического планирования. Важно продумать место и роль каждого урока в теме, связь между уроками курса, распределить время на введение в тематику, закрепление и отработку, контроль и коррекцию результатов.
Для одарённых детей разрабатываю задания повышенного уровня сложности, задания, которые встречаются в ВОШ, творческие.

 

На уроках-практикумах ученики работают с различными типами исторических источников: документами, газетами. Обязательно при работе с историческим источником необходимо обратить внимание учеников на автора документа или статьи, год, когда он был издан, выделить главные элементы или позицию автора.

Уроки-конференции, уроки-диспуты («Перестройка – выход из тупика или катастрофа (10 кл), «Была ли неизбежна Опричнина?»)  развивают мышление,  формируют у учеников навыки выступления с самостоятельными сообщениями, дискутировать, принимать решения, отстаивать суждения.

Для более успешного выступления и продуктивной работы за несколько уроков даю задание подготовить материал, вместе с учеником проверяем его, фильтруем материал и на урок он уже идет с готовой работой.

Огромный интерес представляют уроки, где включены кроссворды, ребусы, викторины. Кроссворды, викторины ребята также заранее могут подготовить самостоятельно. Также можно использовать эти методы при закреплении материала.

Работа с терминами. Установление логических рядов.

На уроках истории и обществознания важно оперировать исторической и обществоведческой  терминологией. Работу по усвоению понятий можно сделать интересной и увлекательной, а их запоминание активным творческим процессом, используя различные приемы и формы работы.

В 5-7-х классах в конце тетради мы создаем словари терминов. Возможно создание словаря по определенной теме, используя сквозной подход. Пример, тема «экономика» включает все термины, связанные с данной темой на протяжении развития.

При работе с терминами использую следующие виды заданий:

 

Задания:

Историческая цепочка, может проводиться с целью вспомнить все термины по заданной теме.

Логические ряды (исключить одно слово из четырех, самостоятельно определив основание, по которому объединены остальные три).

«Продолжи ряд» (написаны два-три слова, ученик угадывает принцип (основание), по которому они подобраны, и демонстрирует свое понимание подбором подходящего слова).

Среди предложенных фраз с проверяемыми терминами ученик должен найти неверные, зачеркнуть их, либо маркировать разными цветами.

Самостоятельное составление кроссворда. Самый простой вид кроссворда: одно слово по вертикали, остальные – по горизонтали отходят от него параллельно друг другу. Тот же прием – составление чайнворда (последняя буква первого слова есть первая буква второго); ученики могут соревноваться, у кого получится длиннее цепочка или занятнее фигура, которую сделали из этой цепочки.

 

Работа с картой.

Чтобы создать представление о пространстве и местоположении изучаемой страны на карте земного шара, уроки истории не могут обойтись без карты.

Школьники учатся использовать карту как источник знаний, когда на основе изучения легенды определяют и описывают границы государства, направления военных походов, район восстания, места сражений. Организация самостоятельной работы школьников со всеми имеющимися в учебнике картами и картосхемами – главное условие выработки умения (как и привычки) использовать их в качестве одного из источников своего рассказа, доклада. Большую помощь в этом окажут задания, требующие на основе изучения учебника, карты и картосхемы описать ход войны или сражения.

При изучении войн обязательно составляем хронологическую таблицу событий. При этом выделяем колонку полководцев. Дополнительным можно дать задание найти портреты полководцев и распечатать их.

 

Закрепляем работу с картой работой в контурной карте.

Работа с контурной картой позволяет ученику самостоятельно добывать информацию, анализировать, сравнивать. Контурные карты дают возможность усвоить и закрепить знания, выработать новые умения и навыки работы с исторической картой. Это важное средство практического обучения истории, развития познавательной деятельности учащихся: обвести границы государств, написать их названия, а также названия городов; указать даты основных фактов.

Большую трудность вызывает у учащихся тема культуры. Для наиболее легкого запоминания памятников, на уроках при важнейших событиях упоминаются памятники, даже если тема культуры еще не изучалась.

Для спешного написания исторического сочинения или обществоведческого эссе после изучения темы даю ученикам задание написать сочинение или эссе.

Внедрение развивающих и личностно-ориентированных методов обучения, нетрадиционных форм работы на уроке
позволит не только вовлечь учащихся в самостоятельную познавательную деятельность,  не только развивать интеллектуальные, творческие способности, расширять свой кругозор, но и позволят ученикам успешно справиться с олимпиадными заданиями.

Одним из способов оптимизации учебной деятельности на уроке истории и обществознания является использование в практической деятельности схем и таблиц. При составлении схем и таблиц ученик совершает логические операции: анализ, синтез, сравнение, умение преобразовать и обобщить исторический материал, привести его в систему и графически изобразить, умение ставить и решать проблемы . Умелое использование схем и таблиц помогает решить проблему ученика, улучшить качество его знаний. При изучении государственного устройства составляем схемы.
Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности – это обеспечение его участия в различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно – практических конференциях.
В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики участвовали в фестивалях и конкурсах разного уровня, выставках творческих работ учащихся и, конечно, в предметных олимпиадах. Ежегодно я готовлю с учащимися научно- исследовательские работы. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области.

 

Метод проектов.

Дети, как многократно отмечали многие ученые, уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разной исследовательской работе. Для этого я стараюсь широко использовать на уроках и во внеурочное время различные методы, в том числе и «Метод проектов», учащимся предлагаются творческие индивидуальные задания, что позволяет активизировать их познавательную деятельность я, расширять их знания по предмету.

Активное включение школьников в создание проектов даёт им возможность осваивать способы человеческой деятельности. В процессе работы над проектом учащийся «проживает» конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Под проектом нами понимается самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством учителя. Современный проект учащегося – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и формирования личностных качеств. В процессе работы над проектом учащийся проживает конкретные ситуации, постигает реальные процессы. Ежегодно в конце учебного года в нашей школе проходит научно-практическая конференция, в ходе которой учащиеся представляют результаты своей работы над творческими проектами, победители получают награды. Творческие проекты по истории, выполняемые под моим руководством систематически получают высокие оценки.

Скачать


Просмотров страницы: 24


Оставить комментарий

Прошлое - это будущее, с которым мы разминулись в пути.
-Веслав Малицкий-