ТЕМА УРОКА: КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ.
Цель урока: Подвести учащихся к пониманию причин организации и главными событиями Крестовых походов.
Задачи:
Образовательная:
- Сформировать представление о причинах и целях Крестовых походов, их участниках и итогах.
Развивающая:
- Проследить изменения, произошедшие в образе жизни людей и мировоззрении европейцев, как результат взаимодействия христианской цивилизации Европы и арабо-мусульманской цивилизации Востока.
- Развивать умения работать с текстом учебника, дополнительным материалом, картой, анализировать, сопоставлять, обобщать новые факты, систематизировать , устанавливать причинно-следственные связи.
- Оценивать цели и итоги Крестовых походов с современных гуманистических позиций.
Воспитательная:
- Воспитывать уважение к другим культурам и народностям.
Основные понятия: Крестовые походы, католицизм, ислам, духовно-рыцарские ордена.
Даты:
1096 – 1099 – Первый крестовый поход,
1099 –
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор
Структура и ход урока:
- Проблема урока: Что толкало людей совершать крестовые походы – освобождение Святой земли от неверных или жажда обогащения?
- План решения проблемы.
- Выводы по проблеме.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный этап, этап мотивации.
|
Приветствует учащихся.
Вступительное слово сопровождается показом видеоролика «Битва при Хаттине. Крестоносцы»
Текст: На протяжении двухсот лет тысячи простых людей и рыцарей с нашитыми на одеждах крестами, наводили ужас на население. Их толпы прошли всю Европу, разоряя каждый город, встречающийся у них на пути, принимая его за Иерусалим и убивая жителей, не щадя ни стариков, ни женщин, ни детей. Они грабили дома, рубили на куски церкви, загоняя в них лошадей, топча и вынося христианские святыни. Многие из них умерли по дороге от голода и жажды, так и не достигнув поставленной цели.
– Кто были эти люди? Зачем они совершали походы? Какие цели в них преследовали? – Сегодня нам предстоит это выяснить. |
Настраиваются на урок.
Смотрят видеоролик, пытаются определить тему урока.
|
Познавательные:
· С помощью дополнительного текста, карты извлекать необходимую информацию. |
II. Определение темы урока. |
– В 1095 г. после окончания церковного собора во французском г. Клермоне, Папа Римский Урбан II обратился к собравшимся людям с речью…
– К чему же призывал Урбан II?
– Обратимся с вами к документу « Из речи Урбана II на Клермонском соборе». С. 122.
– Только ли Папа призывает освободить Святую Землю?
– Толпа людей упала на колени и поклялась не пожалеть жизни ради освобождения Иерусалима и расположенных там христианских святынь. Прямо на площади люди стали нашивать на свою одежду кресты из красной материи.
– Почему так важно было освободить Иерусалим?
– Люди давали обет отправиться в поход для отвоевания Гроба Господня.
– Кресты, нашитые на одежду, дали название походам европейцев на Восток.
– О каких же походах сегодня мы будем говорить на уроке? |
Читают, делают вывод: Папа призывал людей не только к освобождению Иерусалима, но и к захвату богатств народов, живущих там, а именно мусульман.
– Потому что там находился Гроб Господень.
– О Крестовых.
Записывают тему в тетрадь.
|
Познавательные:
· Находить в тексте учебника достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач. · Анализировать, выделять главное, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.
Регулятивные: · Определять цель, проблему в деятельности. · Выдвигать версии. · Планировать учебную деятельность.
Коммуникативные: · Излагать свое мнение. |
III. Постановка проблемы. |
– Из речи Папы можем ли мы точно определить, с какой целью люди совершали крестовые походы?
Проблема урока записывается на доску: – Что толкало людей совершать Крестовые походы – освобождение Святой Земли от неверных или жажда обогащения? – Предложите свои версии. |
– Нет.
Предлагают версии. |
Коммуникативные: · Уметь выражать свои мысли в устной форме. |
IV. Этап актуализации
|
– Вспомните, какие народы проживали на территории Западной Европы и Востока?
– Какую религию они исповедовали? – Как складывались взаимоотношения между соседями? |
– Арабы, франки, германцы.
– Христианство и ислам. – Мусульмане против «неверных» объявляли священную войну «Джихад». |
Коммуникативные:
· Уметь выражать свои мысли в устной форме. |
V. Открытие нового знания.
|
– Для того, чтобы выяснить, почему европейцы с огромным воодушевлением откликнулись на призыв Папы Урбана II, составим план работы.
– С 1096 по 1291 г. было совершено восемь крестовых походов. Наиболее значительные из них мы сегодня рассмотрим на уроке.
– Походы мы будем рассматривать в группах. Но для начала вспомним правила работы в группах.
Перед выступлением 4-й группы учитель сообщает: – После неудачных походов, проповедники внушали народу мысль о том, что безгрешные дети скорее смогут освободить Иерусалим, чем запятнавшие себя грехами рыцари. В 1212 г. тысячи детей выступили в поход, чтобы вернуть Иерусалим.
|
План:
1. Причины походов. 2. Участники. 3. Цели. 4. Итоги.
Вспоминают правила работы в группах.
Работают в группах. Заполняют часть таблицы, соответствующая заданию. ТПО № 3 с.35 1 – я группа: Первый крестовый поход. 2 – я группа: Второй, третий крестовые походы. 3 – я группа: Четвертый крестовый поход. 4 – я группа: Крестовый поход детей. Выступления групп сопровождается показом по карте направления движения крестоносцев.
Выступление групп. |
Познавательные:
· С помощью текста находить дополнительную информацию. · Устанавливать причинно-следственные связи. · Выделять из предложенного информацию, необходимую для решения учебных задач.
Регулятивные: · Планировать учебную деятельность. · Работать по плану, сверяясь с целью; · Находить и исправлять ошибки. · Оценивать степень достижения цели.
Коммуникативные: · Уметь взаимодействовать в группе, распределять обязанности. · Уметь выражать свои мысли в устной форме. |
VI. Вывод по проблеме. |
Обращает внимание на таблицу. Возвращает к проблеме: – Что толкало людей совершать крестовые походы – освобождение Святой земли от неверных или жажда обогащения?
|
Учащиеся делают вывод, что однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя, т.к. каждый в походах преследовал свои цели. И лишь первые крестьяне и дети были уверены в том, что освободят Святую землю о неверных. Остальные же – рыцари, короли действовали ради обогащения. | Регулятивные:
· Соотносить свои действия с планируемым результатом. · Оценивать правильность учебной задачи, собственные возможности ее решения. |
VII. Закрепление. |
– В XIII в. было организовано еще четыре Крестовых похода, но особого успеха они не имели. Без помощи из Европы владения крестоносцев на Востоке были обречены. Их владения постепенно сокращались. В 1291 г. пала последняя крепость крестоносцев на Востоке – Акра. Эпоха крестовых походов – одна из ярких страниц в истории Средневековья закончилась. Крестовые походы были прямым столкновением цивилизаций Востока и Запада.
– К чему привело столкновение двух цивилизаций? – Какие последствия имели Крестовые походы для народов Ближнего Востока и Западной Европы? |
Выполняют задание в ТПО № 5 с. 35.
Записывают последствия Крестовых походов. Делают вывод: Крестовые походы привели к тому, что люди проливали кровь, страдали, принесли много разрушений и бед, грабежи и насилие. Но можно выделить и положительные черты: цивилизации начали взаимодействовать, перенимать культуру, постепенно менялся образ жизни европейцев. На основе заимствований развивалась культура Европы.
|
Познавательные:
· Умение анализировать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения. Коммуникативные: · Уметь выражать свои мысли в устной форме. |
VIII. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
|
– На уроке я:
Я узнал, я понял, я удивлен.
Записывает задание на доске.
|
Оценивают свою работу в группах.
Записывают домашнее задание в дневник. |
Д.з. §10 читать,
ТПО № 3 с. 35 доделать,
ТПО № 5 с. 35.
ТПО №12 с. 36.
Просмотров страницы: 3 243
Безусловно, учащиеся должны знать и уважать не только свою культуру, но и культуру других народов. Крестовые походы – одна из важных тем в истории. Она должна освещаться в школьной программе максимально развернуто.
В истории очень важно прослеживать причинно-следственные связи , а особенно в таких сложных вопросах как Крестовые походы! Религия в любое время является мощным инструментом в ходе истории.