ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Карлина Н.Н. МОУ СОШ № 2
г. Ртищево Саратовской области
Настоящее время, перенасыщенное всевозможной информацией, предъявляет к образованию новые требования, первоочередной задачей которого становиться развитие ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, информационной, социально-правовой, которые пригодятся выпускнику в жизни.
Данные требования побуждают учителя искать новые идеи, средства и пути, чтобы сделать школьника партнёром, участником учебно-познавательной, коммуникативной деятельности.
Как сделать образовательный процесс не только продуктивным, но и интересным? Как можно добиться проявления внутренней активности учеников? Как мотивировать учебную деятельность? Как помочь детям овладеть способами самостоятельной работы – вопросы, которые задает себе каждый учитель.
Сделать процесс обучения гуманистически ориентированным позволяют новые технологии.
На уроках истории и обществознания важно, получив новую информацию, научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Решить эту задачу позволяет образовательная технология развития критического мышления (далее ТРКМ), разработанная американскими педагогами.
Что же такое «критическое мышление»?
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Это означает, что каждый ученик, вырабатывает свое мнение в контексте учебной программы.
Целью данной технологии является развитие мыслительных навыков учеников, которые пригодятся не только в учебе, но и в жизни (умение самостоятельно принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные точки зрения).
Для эффективного использования данной технологии, необходимо в точной последовательности соблюдать структуру, этапы и приемы.
ТРКМ предполагает использование на уроке трех стадий: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
1 этап – «Вызов» (ликвидация чистого листа), позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по данной теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на уроке и дома. (Приемы см. в таблице ниже).
2 этап– «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Данный этап позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
3 этап – «Рефлексия» (размышление). На данном этапе ребенок размышляет и обобщает все то, что узнал на уроке по данной проблеме. Ученики учатся целостно мыслить, обобщать полученную информацию, учатся формировать свое собственное отношение к изучаемому.
Используемые приемы технологии
1 этап | 2 этап | 3 этап |
«Вызов» | «Осмысление» | «Рефлексия» |
· мозговой штурм
· кластер предположений · Игра-упражнение «Веер» · Прием «Поясните цитату» · Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» · Прием «Как бы вы прокомментировали эпиграф» · Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных · Прием «Верите ли вы, что…» · Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать-узнал»)
|
· Прием «Инсерт» (пометки на полях)
· Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) · Чтение со стопами · Прием «Сводная таблица» · Прием «Тонкие и толстые вопросы» · Прием «Зигзаг» · Прием «Мое мнение» · Прием «Мозговой штурм» · Прием «Фишбоун» · Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?) · Стратегия решения проблем «Идеал»
|
· Написание эссе
· Рефлексивный экран вопросов · Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме · Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») · Что нового вы узнали на уроке · Написание синквейна
|
Что дает ТРКМ ученику:
- Развивает мышление, творческие способности;
- Развивает уверенность и понимание своих собственных мнений и идей;
- Дает возможность принимать активное участие в учебном процессе;
- Развивает умение пользоваться различными способами интегрирования информации;
- Формирует умение вырабатывать свою собственную точку зрения и аргументировать ее;
- Формирует умение учитывать точки зрения и мнения других;
- Позволяет четко и конкретно формулировать ответ;
- Вырабатывает способность брать на себя ответственность;
- Способствует участию в принятии совместных решений; выстраиванию конструктивных взаимоотношений с другими людьми, сотрудничеству в группе.
Использование данной технологии позволяет сформировать у обучающихся умение давать оценку, прогноз любой ситуации, решать проблемы. Данная технология учит ребят самих добывать знания, анализировать, синтезировать, сопоставлять. И конечно же давать собственные оценки происходящему. А научить формировать свою собственную точку зрения – важная задача на уроках истории и обществознания. Только научив ребят ориентироваться в потоке информации, объективно аргументировать свое мнение, я смогу сформировать активную гражданскую позицию у своих учеников, воспитать патриота своей страны.
Просмотров страницы: 1 198