Вы просматриваете: Главная > Внеклассные мероприятия > Классный час “Детство, опаленное войной”

Классный час “Детство, опаленное войной”

Классный час в 5 классе.

Детство, опаленное войной.

Цель: формировать нравственно-патриотическое сознание учащихся.

Задачи:

Познакомить с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти;

Активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.

Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов.

Оборудование: рисунки, плакаты, посвященные дню Победы, фонограммы песен «Священная война» муз. А.Александрова, сл.Лебедева-Кумача, «Несовместимы дети и война» муз. О. Хромушин, сл. М. Садовский, «Журавли»  муз. Ян Френкель, сл. Расул Гамзатов (русский текст: Наум Гребнев), фонограмма Левитана о начале войны, стук метронома.

Ход классного часа

Эпиграф на слайде: СЛАЙД 2.

И когда кончится война, и мы станем размышлять о причинах нашей победы над врагом человечества, мы не забудем, что у нас был могучий союзник: многомиллионная, крепкосплочённая армия советских детей.

Корней Чуковский, 1942 г.

  1. ВСТУПЛЕНИЕ.

Учитель:

Как вы уже поняли, наш классный час будет посвящен не  просто героям войны, которые обеспечили нам мир и ясное небо над головой, мы будем говорить о детях, ваших ровесниках, юных героях, отдавших свои жизни во имя мира на Земле.

Ведущий 1:

 

Давно окончилась война,

Давно ушли в запас солдаты,

Но боль о ней всегда жива,

Мы знать должны, какой была война когда-то.

Ведущий 2:

Мы живем с вами в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паёк. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать также просто как утренний сон. Для нас война – это история. Для «них» она была – целой жизнью.

 

Ведущий 1:

Спали люди, отложив на утро

Все свои заботы и дела.

В светлом доме тихом и уютном,

Маленькая девочка спала.

На кровати, на столе игрушки,

За окном большой зелёный сад,

Где весною яблони и груши

Надевают праздничный наряд.

Плыло небо в светлых звёздных точках,

Небо тоже дожидалось дня,

И никто не знал, что этой ночью

На рассвете началась война.

 

Ведущий 2:

Такою всё дышало тишиной,

Что вся земля ещё спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось.

 

Звучит музыка.

 Голос Левитана.

  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Ведущий 1:

Воскресным утром 22 июня 1941 г. тысячи мальчишек и девчонок со своими родителями, вместо выходного, в страхе и ужасе бежали из своих домов. СЛАЙД 3.

И счастливый теплый день стал днем слез и горя. И встала страна огромная на смертный бой. И дети встали наравне со взрослыми. Они шли нескончаемым потоком по дорогам войны, растянувшейся на долгие годы. СЛАЙДЫ 4,5.

Звучит фонограмма песни «Священная война» муз. А.Александрова, сл.Лебедева-Кумача.

 

Ведущий 2:

Они встретили войну в разном возрасте: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то был на пороге юности. Дети теряли своих родителей, оставались одни, умирали с голода.

Конечно,  историки  могут  скрупулёзно подсчитать количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов…

Но не могут они подсчитать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах которой бомбой разорвало сестру  и брата.

О чем думал голодный десятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных. СЛАЙД 6.

 

 

Ведущий 1:

Об этом могут рассказать они сами.

Те, кто видел эту войну.

Те, кто выжил в ту войну.

Те, кто ещё живы.

Те, кого с каждым годом остается все меньше и меньше.

Ведущий 2:

Дети на войне: сколько им было? Десять?… Двенадцать?… Пятнадцать?… Девятнадцать? Они рано и быстро взрослели.  Не детская это тяжесть, война, а они хлебнули её полной мерой. Они учились читать по сводкам Совинформбюро и по серым листам похоронок. Дети своего времени, они не склоняли головы перед страшным и жестоким врагом. На их долю выпали слезы, кровь, смерть.

Сколько их – исковерканных войной детских судеб. Сколько тогда их бродило по огненным дорогам бездомных, обездоленных детей, изголодавшихся, потерявших родных и близких. СЛАЙДЫ 7,8.

Их детство прервалось 22 июня 1941 года.
В годы войны каждый ребёнок совершил свой подвиг.

Ведущий 1:

В летописи Великой Отечественной войны особое место занимает героическая оборона Ленинграда, который 900 дней находился в кольце вражеской блокады. Ад для жителей города начался 8 сентября 1941 года, когда гитлеровские войска замкнули кольцо, и тогда город  стал полем боя, а все его жители, в том числе дети –  бойцами фронта Великой Отечественной. Невозможно передать словами трагизм тех, кто жил без света, тепла и пищи. Он пробуждает в умах миллионов жуткие картины всеобщего голода, ужаса бомбежек… В осаждённом городе осталось более 400 тыс. детей. СЛАЙД 9.

Ведущий 2:

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Большая дружная семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой. СЛАЙД 10.

В те жуткие дни Таня вела в записной книжке страшный дневник. Девять коротких, трагических записей, сделанных детской рукой, поведали о том, что принёс фашизм семье Савичевых и другим ленинградским семьям.

« Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941г.»

« Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942г.»

« Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942г.»

« Дядя Вася умер 13 апр. в 2 ч. ночи 1942г.»

« Дядя Лёша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942г.»

«Мама умерла 13 мая в 7.30 час утра 1942 г.»

«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

 

Стук метронома.

Ведущий 1:

Таню удалось спасти от голодной смерти. При первой же возможности её вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение, ужасы войны сломили девочку, и она вскоре умерла.

У каждого из тех детей, которые находились в блокадном городе, была уже своя тяжёлая, а порой и трагическая судьба.

На первый взгляд все они выглядели одинаково – испуганными, измученными, молчаливыми и малоподвижными. СЛАЙД 11.

На этом сером, жутком сером фоне помнятся и видятся только ребячьи глаза – полные ужаса, горя, усталости и …надежды.

Ведущий 2:

К декабрю 1941 года город оказался в ледяном плену. СЛАЙД 12.

Улицы и площади занесло снегом, закрывшим первые этажи домов. Остановившиеся на улицах трамваи и троллейбусы были похожи на огромные сугробы. Безжизненно повисли белые нити оборванных проводов. Ртуть в термометре приближалась к отметке 40 градусов. Замёрзли водопроводные и канализационные трубы, жители остались без воды. Вскоре подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Целые семьи гибли от холода и голода. СЛАЙД 13.

Из воспоминаний воспитателей детского дома:  «Больно было видеть детей за столом. Суп они ели в два приёма, вначале бульон, а потом всё содержимое супа. Кашу или кисель они намазывали на хлеб. Хлеб крошили на микроскопические кусочки и прятали в спичечные коробки. Хлеб дети могли оставлять как самую лакомую пищу и есть после третьего блюда. Они наслаждались тем, что кусочек хлеба ели часами, рассматривая этот кусочек, словно какую-нибудь диковину” СЛАЙД 14.

Ведущий 1:

Но, несмотря на все тяготы войны, дети старались, как могли, помочь взрослым. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, работали на почте, поставляли оружие фронту, тяжким трудом приближая победу. СЛАЙД 15.

Более 5 тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады были награждены медалями за оборону Ленинграда. Фашисты окружили город и хотели его полностью уничтожить. Но им это не удалось! Почти 900 дней длилась блокада, но наш народ выстоял.

Читает ученик:

В блокадных днях
Мы так и не узнали:
Меж юностью и детством
Где черта?.. Нам в сорок третьем
Выдали медали
И только в сорок пятом
Паспорта.
И в этом нет беды.
Но взрослым людям,
Уже прожившим многие года,
Вдруг страшно от того,
Что мы не будем
Ни старше, ни взрослее,
Чем тогда”.
Ю.Воронов.

Ведущий 2:

5 августа 1942 г. Варшава. Столица Польши. Из дома сирот выходит 100 детей. Впереди – учитель. По приказу фашистского командования они идут по улице Варшавы на вокзал, где их ждет поезд, который направиться в фашистский лагерь смерти. Дети идут не боясь, потому что с ними умный мудрый взрослый, которого они ласково называют «Старый доктор».

Поезд набирает скорость. Дети садятся вокруг Старого доктора и просят: «Расскажи нам сказку, доктор». Он рассказывает им сказку даже тогда, когда их всех поглотила газовая камера лагеря смерти. Жестокие фашистские сердца не знали пощады. СЛАЙД 16.

Ведущий 1:

Массы загубленных детей перед их мучительной гибелью варварскими способами использовались в качестве живого экспериментального материала для бесчеловечных опытов «арийской медицины». Немцы организовали фабрику детской крови для нужд немецкой армии, был сформирован невольничий рынок, где шла продажа детей в рабство местным собственникам.

В гестапо и тюрьмах также происходило уничтожение детей.

Ведущий 2:

Страшный час для детей и матерей в концлагере наступал тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми посреди лагеря, насильно отрывали малюток от несчастных матерей. Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. Дети в отдельном бараке находились в состоянии маленьких животных, лишенных даже примитивного ухода. 100 граммов хлеба и пол-литра воды – вот и весь их скудный рацион за день. Медицинская помощь не оказывалась. За грудными младенцами ухаживали 5-7 летние девочки. Ежедневно немецкая охрана в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших детей.

Ведущий 1:

Юные, совсем юные, мальчишки и девчонки, те кому в 41-м было чуть побольше, чем нам сегодня, те кто на груди с гордостью носил пионерский галстук или комсомольский значок, совершили бессмертные подвиги.

Это были пионеры-герои, герои-антифашисты. Их было много. Обыкновенные школьники, ставшие подпольщиками и партизанами. Отдавшие жизни за то, чтобы другие школьники могли спокойно расти в мирное время.

Ведущий 2:

Юта Бондаровская – ленинградская школьница, которую война застала под Псковом, где она была на каникулах. Связная и разведчица партизанского отряда. Погибла в бою с немцами.

Ведущий 1:

Василий Коробко – разведчик и диверсант Черниговского партизанского отряда. Уничтожил девять эшелонов. Погиб в бою с немцами.

Ведущий 2:

Александр Бородулин – партизан-подрывник. Уничтожил несколько броневиков немцев. Погиб, прикрывая отход партизанского отряда.

Ведущий 1:

Галина Комлева – подпольщица поселка Тарновичи, Ленинградской области. Связная подполья, распространитель листовок. Расстреляна немцами.

Ведущий 2:

Виктор Хоменко и Александр Кобер – подпольщики из города Николаева. Разведчики и связные “Николаевского центра”. По заданию центра пересекали линию фронта для доставки в Москву сведений. Расстреляны немцами.

Ведущий 1:

Лариса Михеенко – ленинградская школьница, разведчица 6-й Калининской партизанской бригады. Взорвала железнодорожный мост через реку Дрисса. Расстреляна немцами.

Ведущий 2:

Володя Дубинин  – тринадцатилетний мальчишка успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду – орден Боевого Красного знамени. Погиб,  когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

Ведущий 1:

Валя Котик, Зина Портнова, Лёня Голиков, Марат Казей.

Читает ученик:

 

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль  и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ведущий 2:

Слушая рассказы, которые подготовили ваши товарищи, попробуйте поставить себя на место этих героев – хватило бы у вас силы духа и мужества вынести то, что вынесли они?

Выступление учеников. СЛАЙДЫ 17 – 18.

Ведущий 1:

Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей.

Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.

Кто-то сказал: «На войне детей не бывает». Нет, бывает, и тем страшнее война, чем больше детей теряют свое беззаботное, радостное детство в ее жерновах, становясь не по возрасту серьезными, ответственными зачастую не только за себя, за своих братьев и сестер, но и за весь мир, за мир на земле. А как много они могут сделать: не меньше, а может быть, даже и больше, чем взрослые.

Ведущий 2:

Навечно застыли в строю героев дети, чей взрослый подвиг в годы войны не имеет цены. СЛАЙД 19.

Их имена и в 21 веке сияют звездами на мирном небе нашей родины.

За мужество, бесстрашие и проявленный героизм десятки тысяч сынов и дочерей полков, юнг и юных партизан были награждены орденами и медалями. СЛАЙД 20.

         Читает ученик:

 

На фотографии в газете

нечётко изображены

бойцы, ещё немножко дети,

герои мировой войны.

Они снимались перед боем –

в обнимку, четверо у рва.

И было небо голубое,

была зелёная трава.

Никто не знает их фамилий,

о них ни песен нет, ни книг,

Здесь чей-то сын, и чей-то милый,

и чей-то первый ученик.

Они легли на поле боя,-

жить начинавшие едва.

И было небо голубое,

была зелёная трава.

Забыть тот горький год неблизкий

мы никогда бы не смогли.

По всей России обелиски,

как души, рвутся из земли.

…Они прикрыли жизнь собою,-

жизнь начинавшие едва,

чтоб было небо голубое,

была зелёная трава.

Ведущий  1:

Они ничего не успели в своей жизни и как чистые ангелы вознеслись на небо, напоминавшее людям о том, что кошмары и унижения пережитого не должны повториться.

С каждым годом всё дальше от нас героические и трагические годы Великой Отечественной войны. Эта война была одним из самых тяжёлых испытаний, которое с честью выдержала наша страна. Никогда не забудется подвиг солдата, стоявшего на смерть, и подвиг труженика, ковавшего эту победу в тылу. СЛАЙД 21.

Ведущий 2:

27 миллионов людей потеряла наша страна в Великой Отечественной войне… Вы представляете себе, что это такое? Если по каждому погибшему из 27 миллионов объявить минуту молчания, страна будет молчать 38 лет.

Ведущий 1:

Проклятая война!

Гори она огнем!

Сердца наполнены тоскою и печалью.

Давайте павших помянем

Минутой скорбного молчанья!

 

Учитель:

Почтим память тех, кто отстоял мир ценой жизни, минутой молчания. Прошу всех встать.

Объявляется минута молчания.

  • РЕФЛЕКСИЯ.

Мы сегодня вспомнили лишь несколько имен юных бойцов. Они были обыкновенными мальчишками и девчонками. Им хотелось жить. Но видеть свою Родину в рабстве у фашистов они не хотели. И они стали героями.

  • Как вы думаете, какая сила двигала этими детьми, что заставила их переступить через страх смерти?

Ответы детей.

  • Многие из ребят, о которых вы услышали сегодня, были буквально вашими ровесниками. Можете ли вы представить себя на их месте?

Ответы детей.

  • Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в нашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям?

Ответы детей.

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учитель:

Сегодня мы говорили о детях-героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну – они показывали чудеса храбрости и мужества и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за деньги, не за награды – просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «родина».

Наш долг – хранить память об этом подвиге, уважение к стойкости, мужеству, беззаветной любви к своему Отечеству и передать это следующим поколениям.

Я хочу, чтобы вы, новые поколения детей знали о героизме своих ровесников, вдохновлялись их подвигами, чтобы те мальчишки и девчонки стали для вас  не только легендой, но и высоким образцом человеческой души, достойными восхищения и подражания.

Самое большое, что мы можем сделать в благодарность,- это сохранить в памяти историю наших дедушек и бабушек, передавая её из поколения в поколение.

Сегодня мы как бы прикоснулись к жизни целого поколения – военного поколения. Какие мысли и чувства пробудила в вас эта информация? Что особенно запомнилось? Что нового для себя вы узнали?

Ответы детей.

 

 

Ведущий 1:

Давно окончилась война,
Фашистов логово разбито,
Но наш девиз звучит всегда:
«Никто не забыт, и ничто не забыто».

Учитель:

“Никто не забыт, ничто не забыто…” – пусть эта замечательная традиция нашего народа станет традицией и вашей жизни. Пусть светлая память о павших, соединится с готовностью беречь и защищать нашу великую Родину. Пусть жизнь детей военной поры послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны.

Этими словами мне и хотелось бы закончить  наш классный час.

 ДЕТИ ВОЙНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Лёня Голиков.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады…Был в его жизни бой, который Лёня вёл один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из неё выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Лёня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолётом в Москву. Немало было ещё боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Присвоено пионеру-партизану Лёне Голикову звания Героя Советского Союза.
Валя Котик.
Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету – шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён орденом отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны” 2 степени. Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.
Зина Портнова.
Зина участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку….Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, её презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её…Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила её подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза.
Володя Казначеев.
1941 год… Весной Володя закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд. В отряде была “партизанская школа”. Там обучались будущие минёры, подрывники. Володя на “отлично” усвоил эту науку и вместе со старшими товарищами пустил под откос восемь эшелонов. Приходилось ему, и прикрывать отход группы, гранатами останавливая преследователей… Он был связным; доставляя ценнейшие сведения; дождавшись темноты, расклеивал листовки. За голову партизана Казначеева фашисты назначили награду, даже не подозревая, что отважный их противник – совсем ещё мальчик. Володя Казначеев награждён орденом Ленина, медалью “Партизану Отечественной войны” 1 степени.
Марат Казей.
Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал. Пионер Марат ушёл к партизанам в лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их… и себя. За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза.
Аркадий Каманин.
Аркадий мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!
Надя Богданова.
В это трудно поверить, но, когда Надя стала разведчицей в партизанском отряде “дяди Вани” Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты. Надя Богданова, награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
Сотни пионеров были награждены медалью «Партизану Великой Отечественной войны». Четверо пионеров – героев были удостоены звания Героя Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова.


Просмотров страницы: 686

2 коммент. к “Классный час “Детство, опаленное войной””

  1. Света:

    Рационально составлено. мне нравиться. но стоит поработать над заголовком…

  2. Владимир Иванович:

    Отличный доклад! Все гармонично и нужно , пусть наши дети помнят историю и о печальных судьбах детей ,переживших войну!


Оставить комментарий

- - -
Прошлое - это будущее, с которым мы разминулись в пути.
-Веслав Малицкий-